Вопрос: В организации в момент оприходования инвентаря и инструмента лицо, инициирующее закупку, в ТТН, подтверждающей приобретение, указывает (исходя из условий и интенсивности эксплуатации) предполагаемый срок использования — менее 12 месяцев. Является ли это достаточным основанием для отражения отдельных предметов на субсчете 10-9? Или нужно составлять дополнительные документы?

Ответ: Полагаем, при определенных условиях организация может применять такой порядок.

Обоснование: В отношении принимаемых с 01.01.2023 к бухучету в качестве основных средств инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, специальной оснастки (специальных инструмента, приспособлений, оборудования) (далее — инвентарь) организация имеет право не применять нормы Инструкции N 37/18/6, если порядок начисления амортизации этих основных средств установлен Положением об учетной политике (далее будем называть это упрощением практического характера) (ч. 2 п. 1 Инструкции N 37/18/6).

При этом выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам) — одна из функций комиссии по проведению амортизационной политики (п. 1 приложения 1 к Инструкции N 37/18/6).

Исходя из изложенного, полагаем, возможны два варианта.

Вариант 1. Организация не применяет упрощение практического характера.

В данном случае нормы Инструкции N 37/18/6 «работают» в полном объеме. Значит, распределение однотипных объектов между основными и оборотными средствами относится к компетенции комиссии по проведению амортизационной политики. А вынесенное ею решение оформляется протоколом. Поэтому указание информации в ТТН ответственным лицом не является основанием для отнесения актива к основным средствам или запасам (ч. 2 п. 6 Инструкции N 37/18/6).

Вариант 2. Организация применяет упрощение практического характера.

В таком случае нормы Инструкции N 37/18/6 не «работают». Следовательно, организация должна регламентировать в учетной политике в том числе распределение однотипных объектов между основными средствами и отдельными предметами в составе запасов. Как — законодательство не определяет. Полагаем, безопаснее урегулировать данный вопрос в порядке, аналогичном предусмотренному Инструкцией N 37/18/6, т.е. путем установления предполагаемого срока использования комиссией по проведению амортизационной политики с указанием в протоколе.

Вместе с тем, поскольку, как уже было отмечено, законодательство этот момент не регламентирует, в том числе не устанавливает запретов, по нашему мнению, организация может применить и порядок, указанный в вопросе. Однако, считаем, в таком случае соответствующую отметку о сроке использования лицо, инициирующее закупку, должно проставлять при приобретении любого актива, а не только тех, что потенциально могут относиться к запасам. Связано это с тем, что, как мы уже упоминали, в случае применения упрощения практического характера Инструкция N 37/18/6 не действует. Соответственно, нормы п. 6 и приложения 1, регламентирующие разграничение активов между ОС и запасами и документальное оформление этой операции, не «работают». Но несмотря на это, рекомендуем распределять активы и фиксировать результат, чтобы имелось подтверждение того, что активы квалифицированы верно. Это позволит в дальнейшем корректно и обоснованно отразить их поступление и списание в учете.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex