Вопрос: Организация на ОСН (не является микроорганизацией) ведет учет отходов производства. В разработанной и согласованной ею Инструкции по обращению с отходами производства (далее — Инструкция) установлено допустимое количество накопления таких отходов, необходимое для перевозки (одна транспортная единица) на объекты по захоронению, обезвреживанию и (или) использованию, 1,5 т. На начало I квартала отходов на хранении не было, а в течение данного периода поступило 2 т.

Нужно ли исчислять экологический налог за хранение отходов производства за отчетный квартал, если на его конец объем хранящихся отходов для перевозки одной транспортной единицы превышен? Если да, что считать налоговой базой?

Ответ: Объем до одной транспортной единицы, установленной в Инструкции, налогом не облагается. Но в случае ее превышения заплатить налог придется.

Обоснование: У многих организаций, в том числе в рассматриваемой ситуации, в процессе деятельности образуются отходы производства, которые до перевозки на соответствующие объекты (захоронения, обезвреживания и (или) использования) содержатся в санкционированных местах хранения отходов. А хранение отходов производства — один из объектов обложения экологическим налогом (п. 21, 34 ст. 1 Закона N 271-З, подп. 1.3 п. 1 ст. 247 НК).

Обратите внимание!
Плательщиками этого налога признаются организации и ИП, кроме (п. 1 ст. 246, подп. 1.3 п. 1 ст. 247 НК).
1) бюджетных организаций (п. 3 ст. 246 НК);
2) организаций на УСН (п. 1 ст. 324, подп. 1.4 п. 1 ст. 326 НК);
3) ИП — плательщиков единого налога и иных физлиц (подп. 1.3 п. 1 ст. 336 НК);
4) плательщиков единого налога для производителей сельхозпродукции (подп. 5.4 п. 5 ст. 347 НК).

Вместе с тем не нужно уплачивать налог за хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, если они хранятся в целях накопления количества, необходимого для перевозки на названные объекты одной транспортной единицы (подп. 2.5 п. 2 ст. 247 НК).

Это значит, что одна транспортная единица — льготируемый объем отходов производства, который можно не облагать экологическим налогом. Устанавливается данный показатель в специальном документе — Инструкции (подп. 2.5 п. 2 ст. 247 НК, п. 20 Инструкции N 45).

Обратите внимание!
Для лома и отходов черных и цветных металлов (далее — металлолом) допустимое количество накопления, необходимое для перевозки, в Инструкции не оговаривается. Обусловлено это тем, что в 2023 г. в части обращения с металлоломом произошли изменения. И теперь вопросы, касающиеся металлолома, регулируются не законодательством по обращению с отходами, а специальным законодательством (п. 3 ст. 2 Закона N 271-З). В частности, постановлением N 341, которым утверждено Положение N 341, предписывающее организациям вести учет металлолома исходя из требований законодательства о бухучете и отчетности и имеющее большую обязательность применения, чем Закон N 271-З. Данный НПА упраздняет обязанность закреплять порядок учета металлолома в Инструкции. Как следствие, допустимое количество накопления металлолома, необходимое для перевозки, в названном ЛПА не оговаривается (п. 4 Положения N 341).

В рассматриваемой ситуации одна транспортная единица в Инструкции определена. Следовательно, организация имела бы право на вышеуказанную льготу, если бы на конец отчетного квартала у нее хранились отходы в меньшем, чем одна транспортная единица, количестве либо равном ей.

Но данный показатель превышен. А следовательно, накопленный объем отходов свыше одной транспортной единицы облагается экологическим налогом.

Налоговая база в подобных случаях определяется как разница между количеством отходов, находящихся на хранении, на начало отчетного квартала и на его конец c учетом льготируемого объема (одна транспортная единица). В связи с тем что на начало квартала отходов у организации нет, а одна транспортная единица составляет 1,5 т, налоговая база равняется 0,5 т (2 — 1,5) (подп. 2.5 п. 2 ст. 247, абз. 4 ч. 1 ст. 248, ст. 250 НК).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex