Указ N 169 определяет компетенцию госорганов и организаций (далее — госорганизации) по распоряжению имуществом, находящимся в республиканской собственности. Рассмотрим порядок распоряжения таким имуществом в случае, когда оно передано в безвозмездное пользование негосударственным юрлицам.

Понятие негосударственных юрлиц

Указ N 169 не содержит определения термина «негосударственные юридические лица».

ГК к негосударственным юрлицам относит любые организации частной формы собственности <*>.

Вместе с тем отдельные НПА в сфере распоряжения госимуществом для целей своего применения конкретизируют организационно-правовые формы юрлиц, которые относятся к негосударственным. Это хозобщества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемники), и республиканские государственно-общественные объединения (РГОО) <*>.

На заметку
К хозобществам, созданным в соответствии с законодательством о приватизации, относятся хозобщества, возникшие в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, госпредприятий, государственных унитарных предприятий, приватизации арендных и иных предприятий.
РГОО — это основанные на членстве некоммерческие организации, создаваемые для выполнения государственно значимых задач (например, ДОСААФ, ОСВОД, Белорусское общество охотников и рыболовов).

Полагаем, что с точки зрения единообразного подхода к терминам и определениям при распоряжении госимуществом приведенное выше понятие негосударственных юрлиц может применяться и к правоотношениям, урегулированным Указом N 169. При принятии госорганизациями решений по распоряжению имуществом в порядке, установленном Указом N 169, под негосударственными юрлицами следует понимать хозобщества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемников), и РГОО.

Способы распоряжения и субъекты, принимающие решения

Госорганизация может распоряжаться имуществом, переданным ею в безвозмездное пользование негосударственным юрлицам, следующими способами <*>:

На заметку
Передача госимущества в безвозмездное пользование оформляется договором безвозмездного пользования имуществом (ссуды). Госорганизация выступает в нем ссудодателем, а негосударственное юрлицо — ссудополучателем.

— отчуждать недвижимое имущество стоимостью менее 10 тыс. БВ (по согласованию с Госкомимуществом) и движимое имущество стоимостью менее 30 тыс. БВ;

— передавать в залог недвижимое и движимое имущество стоимостью менее 300 тыс. БВ;

— передавать без перехода права собственности недвижимое и движимое имущество.

Перечисленные сделки совершаются по решению (приказу) госорганизации, подготовленному в установленном порядке.

На практике возникают вопросы по разграничению компетенции госорганизаций и негосударственных юрлиц — ссудополучателей при сдаче в аренду госимущества, переданного в безвозмездное пользование.

Обратите внимание!
В аренду могут сдаваться находящиеся в республиканской собственности <*>:
— недвижимое имущество (полностью или часть). Исключение составляют предприятия, незавершенные законсервированные и незаконсервированные капстроения;
— движимое имущество.

Имущество сдается в аренду (субаренду) по решению негосударственного юрлица — ссудополучателя после согласования с госорганизацией-ссудодателем <*>.

В таком же порядке имущество передается и в безвозмездное пользование. Однако, если ссудополучателями являются другие негосударственные юрлица (хозобщества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемники), и РГОО), то порядок передачи будет иной. Решение о такой передаче принимает госорганизация-ссудодатель с согласия ссудополучателей <*>.