Бытовые электроприборы с питанием от сети переменного тока можно не сертифицировать с 1 января 2023 года. Действовавшее на протяжении четырех лет требование об обязательной сертификации белорусской и импортной техники приостановлено до «особого решения» правительства. В связи с этим есть риск поставок на белорусский рынок не энергоэффективной техники.

Совет Министров Беларуси принял постановление N 916 от 27 декабря, которое с 1 января  2023 года приостанавливает действие норм об обязательном подтверждении соответствия для ряда товаров – «бытовых электрических приборов с питанием от сети переменного тока».

Перечень техники, на которую больше не распространяются требования, включает холодильники, электродуховки, посудомоечные машины, кофеварки, микроволновки, телевизоры и мониторы, домашние кинотеатры, принтеры, сканеры, акустические системы, стиральные машины и многие другие.

В документе говорится, что действие новых правил продлится «до особого решения» правительства.

Стоит напомнить, что с 1 июля 2018 года сертификация по требованиям энергоэффективности стала обязательной для многих видов бытового и офисного оборудования как белорусского, так и импортного производства.

Перед этим между Беларусью и Россией разгорелся спор из-за введения обязательной сертификации электротехнической продукции. Российские поставщики жаловались, что своим решением Минск создает барьеры для торговли и подрывает смысл единого рынка Евразийского экономического союза, который подразумевает прозрачность границ для производимых внутри него товаров.

Источник — https://ru.freepik.com/

Белорусская сторона настаивала на том, что ужесточение требований к энергомаркировке и энергоэффективности групп продукции позволит потребителям и стране в целом ежегодно экономить значительный объем электроэнергии. «При эксплуатации холодильника класса А+++ расходуется в два разе меньше электроэнергии, чем при работе холодильника класса А. Покупая товар высокой энергоэффективности с целью экономии расхода энергоресурсов и, соответственно, платы за них, потребитель вправе рассчитывать на достоверность заявляемой информации», — отмечали в пресс-службе Госстандарта.

Минск также заявлял, что действовал в соответствии с практикой, принятой в Европе, США, развитых странах Юго-Восточного региона. За счет международной помощи в Беларуси были разработаны соответствующие стандарты, сформированы испытательные лаборатории, подготовлен персонал. Таким образом Беларусь намеревалась полностью устранить с рынка так называемое энергорасточительное оборудование. Плюс к этому введение новых требований позволяло белорусским производителям иметь доступ на многие рынки мира.

Планировалось, что с вступлением в силу технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» национальные требования перестанут действовать.

Совет Евразийской экономической комиссии 29 января 2021 года принял решение о переносе срока вступления в силу техрегламента ЕАЭС на 1 сентября 2022 года. В качестве причин этого решения были названы «несоответствие требованиям Европейского союза в области энергоэффективности в отношении таких групп продукции, как холодильники, стиральные и посудомоечные машины, электродвигатели, внешние источники питания, лампы электрические», а также «отсутствие утвержденного перечня стандартов и необходимой для проведения оценки соответствия инфраструктуры».

Однако в апреле 2022 года Совет ЕЭК «по предложению российской стороны» отложил вступления техрегламента ЕАЭС на 1 сентября 2025 года.

— Решение принято в рамках реализации мер по повышению устойчивости экономик ЕАЭС,- сказала официальный представитель ЕЭК Ия Малкина. По ее словам, перенос срока позволит актуализировать ряд требований технического регламента и завершить разработку и принятие необходимых актов второго уровня — перечня стандартов и обозначений энергетической эффективности энергопотребляющих устройств.

В 2022 году правительство России на фоне введения западных санкций упростило условия ввоза и сертификации разнообразной продукции.