Виталий Евгеньевич Бурый,
доцент права, кандидат юридических наук

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Республики Беларусь.

В НК указано, что:

налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п. 1 ст. 6);

сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их госорганами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий (п. 2 ст. 6).

В п. 3 ст. 6 НК также закреплено положение о том, что не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

В ст. 56 Конституции установлено требование о том, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Порядок уплаты и размеры налогов и сборов осуществляются и определяются налоговым законодательством, т.е. системой принятых на основании и в соответствии с Конституцией НПА, которая включает: НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; декреты, указы и распоряжения Президента, содержащие вопросы налогообложения; постановления Совмина, регулирующие вопросы налогообложения; НПА республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

Уплата налога и сбора (пошлины) производится в порядке, установленном НК, в безналичном или наличном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено НК либо иными актами налогового или таможенного законодательства, международными договорами Республики Беларусь (п. 1 ст. 38 НК).

Справочно
Порядок уплаты налога, сбора (пошлины) устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Объективную сторону уголовной противоправности данного преступления образуют деяния, представленные в ст. 243 УК в двух альтернативных формах, характеризующих способ совершения преступления (способ уклонения от уплаты налогов, сборов), общественно опасное последствие в виде ущерба в значительном, крупном и особо крупном размере и причинную связь между ними.

Формы уклонения от уплаты налогов, сборов выражаются в: а) сокрытии налоговой базы, б) умышленном занижении налоговой базы.

В качестве возможных способов сокрытия, умышленного занижения налоговой базы в диспозиции ч. 1 ст. 243 УК названы уклонение от представления налоговой декларации (расчета) и внесение заведомо ложных сведений в налоговую декларацию (расчет).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство или таможенное законодательство связывают возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения (ст. 30 НК).

Под сокрытием налоговой базы следует понимать умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.

Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений.

Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности.

Под внесением в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора (ч. 5 п. 3 постановление Пленума Верховного Суда от 26.03.2015 N 1).

При этом физическим и юридическим лицам следует учитывать, что:

— преступление, предусмотренное ст. 243 УК, признается оконченным со дня фактической неуплаты налога, сбора за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством;

— при определении размера причиненного ущерба, являющегося основанием для квалификации содеянного по соответствующей части ст. 243 УК, следует исходить не из величины налоговой базы, сокрытой или заниженной виновным, а из суммы фактически неуплаченного налога, сбора;

— если уклонение от уплаты налогов, сборов продолжалось в течение нескольких налоговых периодов, причиненный ущерб в денежном выражении суммируется за все время уклонения от их уплаты за все налоговые периоды и юридически оценивается исходя из размера БВ на день истечения срока уплаты налогов, сборов по последнему налоговому периоду.

В случае уклонения от уплаты нескольких видов налогов, сборов размер ущерба определяется путем сложения всех неуплаченных налогов, сборов (п. 4 постановление Пленума Верховного Суда от 26.03.2015 N 1).

Справочно
В случае уклонения от уплаты налогов (сборов), которые по закону относятся к платежам, взимаемым таможенными органами, ответственность наступает по ст. 231 УК.
Внесение заведомо ложных сведений в бухгалтерские и иные документы, совершаемое с целью уклониться от уплаты налогов, сборов, полностью охватывается ст. 243 УК и дополнительной квалификации по ст. 380 или 427 УК не требует.
Начало выполнения объективной стороны налогового преступления, совершаемого путем бездействия, — уклонение от представления налоговой декларации (расчета) — начинается с того момента, когда лицо должно действовать, представить заполненную им декларацию (расчет). Окончание выполнения объективной стороны налогового преступления состоит в причинении ущерба в значительном, крупном либо особо крупном размере. Состав преступления относится обычно к продолжаемым преступлениям.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла: лицо осознает, что скрывает или занижает объекты налогообложения либо не подает в налоговую инспекцию декларацию о доходах и имуществе в установленный срок и желает действовать таким образом. Целью совершения таких действий является уклонение от уплаты налогов. Мотив данного преступления, как правило, корысть, однако мотив не является обязательным признаком состава и может быть любым.

Сокрытие или занижение объектов налогообложения не с целью уклониться от уплаты налогов ответственности по данной статье не влечет (например, искажение отчетов о финансовой деятельности с целью не выплачивать акционерам дивиденды). При наличии соответствующих условий ответственность за действия такого рода может наступать за преступления против интересов службы.

Несвоевременная подача декларации о доходах и имуществе, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, не влечет уголовной ответственности.

Искажение данных об объектах налогообложения как следствие счетной ошибки не является уклонением от уплаты налогов. Однако если ответственное лицо осознало допущенную ошибку и использовало ее для уклонения от уплаты налогов, то ответственность по данной статье наступает.

В случае если недостоверные данные бухгалтерского учета явились следствием недобросовестного отношения виновных лиц к выполнению служебных обязанностей или допущенных ими злоупотреблений, не связанных с уклонением от уплаты налогов, то при наличии соответствующих условий ответственность может наступать за преступления против интересов службы.

Справочно
1. Как показывает опыт правоприменительной практики, источниками доказательств (при расследовании дел данной категории) могут признаваться не только налоговые декларации (расчеты), но и документы бухгалтерского учета, другие документы (необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов), акты проверок исполнения налогового законодательства, справки о результатах мероприятий по контролю за уплатой налогов, сборов, проведенных органами, уполномоченными на это законодательством.
2. Доходы — это любые денежные средства, в том числе займы, а также иное имущество, полученные физическими лицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций. Расходы — любые денежные средства и иное имущество физических лиц, направленные ими на приобретение имущества, оплату работ, услуг, а также использованные на иные цели.

Субъектами преступления являются лица, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны платить налоги и предъявлять декларации о доходах и имуществе: ответственные должностные лица юридических лиц и физические лица.

Физическим и юридическим лицам необходимо четко знать и понимать, что субъектами преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК, выступают лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь возложены обязанности по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов, сборов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.

К ним следует относить физических лиц — налоговых резидентов Республики Беларусь, ИП, руководителей организаций-плательщиков, в обязанности которых входит подписание документов налогового учета и (или) отчетности, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов, сборов, а также иных лиц, если они были специально уполномочены органом управления организации-плательщика на совершение таких действий.

Субъектами преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК, могут признаваться физические лица, осуществляющие представительство в совершении действий, регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, поскольку в соответствии со ст. 24 — 27 НК плательщик вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК, а также являющиеся налоговыми агентами физического лица, ИП, в том числе руководители и иные уполномоченные лица юридического лица — налогового агента.

Справочно
Лицо, фактически осуществлявшее руководство организацией-плательщиком, может также признаваться исполнителем преступления, предусмотренного ст. 243 УК, при условии, что уполномоченное лицо данной организации, в обязанности которого входило подписание документов налогового учета и (или) отчетности, не было осведомлено о своем участии в уклонении от уплаты налогов, сборов.

В то же время лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 243 УК, либо склонившее к его совершению действующего руководителя организации-плательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 16 и 243 УК.

УК предусматривает следующие санкции уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба:

в значительном размере (т.е. сумма в пределах от 2000 до 3500 раз превышающая размер БВ) — штраф, или лишение права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или арест, или ограничение свободы на срок до одного года, или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом;

крупном размере (т.е. сумма в пределах от 3500 до 30000 раз превышающая размер БВ) — ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;

особо крупном размере (т.е. сумма в пределах от 30000 и более раз превышающая размер БВ) — лишение свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Перечень составов преступных деяний в рассматриваемой сфере расширен Законом от 26.05.2021 N 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

Так, УК дополнен ст. 243-1, 243-2.

Статья 243-1 УК устанавливает уголовную ответственность налогового агента за уклонение от исполнения обязанности по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или особо крупном размере. Данная статья направлена на пресечение выплаты зарплат «в конвертах», т.к. удержание и перечисление с такого дохода подоходного налога не производятся.

Справочно
За уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок со штрафом.
За уклонение, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 243-2 УК вводит ответственность за представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо заведомо ложных сведений иным способом в целях необоснованного возврата налогов, сборов при отсутствии более тяжкого преступления, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или в особо крупном размере.

Справочно
За представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо заведомо ложных сведений иным способом в целях необоснованного возврата налогов, сборов при отсутствии признаков более тяжкого преступления (налоговое мошенничество), повлекшее причинение ущерба в крупном размере, предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
За те же мошеннические деяния, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex