Статус уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО) уже более 10 лет применяется в мировой практике, а с 2010 года и в Республике Беларусь после вступления в силу ТмК ТС. С 1 января 2018 г. с учетом вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТмК ЕАЭС) преимущества, которые есть у обладателей этого статуса, стали еще более привлекательными для различных категорий организаций. В частности, целый ряд из них является весьма полезным для транспортных организаций, занимающихся международными перевозками. При этом наличие статуса УЭО у транспортной организации является плюсом и для их клиентов, поскольку это ведет к уменьшению срока доставки груза и способствует снижению тарифов на перевозки.

В первую очередь необходимо обратить внимание, что ст. 432 ТмК ЕАЭС устанавливает, что свидетельство о включении в реестр УЭО (свидетельство) может быть трех типов. Каждый из этих типов предполагает различный набор требований к ним и упрощений. Прежде всего сравним упрощения для УЭО согласно ТмК ТС и ТмК ЕАЭС.

Упрощения согласно ТмК ТС Упрощения согласно ТмК ЕАЭС <1>
для свидетельства первого типа для свидетельства второго типа
временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО товаров УЭО
выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТмК ТС выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со ст. 120 и 441 ТмК ЕАЭС выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со ст. 120 и 441 ТмК ЕАЭС
проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО
иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством ТС — совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;

— непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает УЭО, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление такого обеспечения установлено в соответствии со ст. 143 ТмК ЕАЭС;

— непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными ст. 121 и 122 ТмК ЕАЭС;

— проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

— признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК);

— неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых УЭО;

— приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;

— осуществление перевозчиком, являющимся УЭО, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления

— временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО товаров лиц, не являющихся УЭО, если это предусмотрено законодательством государств-членов;

— доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);

— совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения;

— проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

— применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с п. 7 ст. 437 ТмК ЕАЭС;

— непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными ст. 121 и 122 ТмК ЕАЭС;

— непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с п. 1 ст. 59 ТмК ЕАЭС, если УЭО выступает декларантом товаров

Анализируя перечень специальных упрощений, необходимо отметить, что он значительно расширился в ТмК ЕАЭС по сравнению с ТмК ТС. И если ранее специальные упрощения УЭО были в большей степени полезны в деятельности производителей товаров, торговых компаний, экспортеров и импортеров, то возможности, предусмотренные ТмК ЕАЭС, делают этот статус привлекательным и для перевозчиков.

Если сравнить специальные упрощения, которые даются в рамках свидетельств первого и второго типа, то становится понятным, что более интересным для транспортных организаций является получение свидетельства первого типа, поскольку в нем предусмотрено большее число упрощений в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, прибытия и убытия товаров с таможенной территории, предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Рассмотрим условия включения в реестр УЭО с выдачей свидетельства первого типа с учетом специфики транспортных организаций:

1) осуществление этим юридическим лицом внешнеэкономической деятельности не менее трех лет, деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика не менее двух лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (далее — заявление), в течение которых:

лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность по оказанию услуг по перевозке товаров, за каждый год было подано не менее 250 транзитных деклараций;

лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика, за каждый год было подано не менее 250 транзитных деклараций.

В соответствии со ст. 39 ТмК ТС и ст. 66 Закона от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон) ранее УЭО необходимо было осуществлять внешнеторговую деятельностью в течение трех лет до дня обращения в ГТК с заявлением о присвоении статуса УЭО. Дифференциация сроков в зависимости от вида деятельности не была установлена, но и не было требования о количестве транзитных деклараций, которые необходимо было подать в предшествующие заявлению годы;

2) обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, предоставленное в соответствии со ст. 436 ТмК ЕАЭС, а именно в размере, эквивалентном не менее 1 млн евро.

При этом ст. 436 ТмК ЕАЭС предусматривает возможность снижения данной суммы в случае длительного исполнения обязательств в качестве УЭО без приостановления:

с 3-го года — до 700 тыс. евро;

с 5-го года — до 500 тыс. евро;

с 6 года — до 300 тыс. евро;

с 7 года — до 150 тыс. евро.

Ранее такой возможности не существовало и сумма обеспечения всегда должна была быть эквивалентной 1 млн евро <2>;

3) отсутствие во всех государствах-членах на день регистрации таможенным органом заявления не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

4) отсутствие в государстве-члене, в котором зарегистрировано это юридическое лицо, на день регистрации таможенным органом заявления задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств-членов;

5) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах этого юридического лица к административной ответственности в течение 1 года до дня регистрации таможенным органом заявления за административные правонарушения, привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Условия, указанные выше в п. 3 — 5, присутствовали и в ТмК ТС, однако в отношении условий 3 и 5 отсутствовало уточнение, что все они должны соблюдаться во всех государствах — членах ЕАЭС;

6) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах физических лиц государств-членов, являющихся акционерами этого юридического лица, имеющими 10 и более процентов акций юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами, к уголовной ответственности за преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных и иных государственных органов и привлечение к ответственности за совершение которых законодательством государств-членов определено в качестве основания для отказа во включении в реестр УЭО.

Ранее подобное требование в ТмК ТС и Законе отсутствовало;

7) наличие системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям. ЕЭК вправе определять типовые требования к системе учета товаров.

Подобное требование уже содержалось в ТмК ТС и Законе. В настоящее время требования к ведению учета и представлению отчетности таможенным органам определены постановлением ГТК от 26 апреля 2012 г. N 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».

Исходя из условий включения в реестр УЭО можно отметить, что в некоторых аспектах они стали более сложными, но в отношении лиц, которые будут длительное время обладать таким статусом, предусмотрены значимые финансовые послабления. Объем упрощений, предусмотренный ТмК ЕАЭС в отношении перевозок товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита, пересечения таможенной границы, доставки товаров, позволит существенным образом упростить работу любого международного перевозчика.

В заключение можно отметить, что статус УЭО и в мировой практике, и в ЕАЭС очень популярен и количество лиц, которые добросовестно работают и хотели бы воспользоваться его преимуществами, постоянно растет. По информации на ноябрь 2017 г., содержащейся на официальном сайте ГТК, таких лиц в стране насчитывается уже более 320.