В Министерстве экономики Беларуси разрабатывают «дорожную карту» развития «шеринг-экономики». Чиновники полагают, что это станет одним из факторов для дополнительного стимулирования развития IT-сектора в целом. Мировой опыт говорит о том, что данное направление является перспективным, но имеет свои изъяны. При этом в вопросах регулирования, отмечают эксперты, необходимо учитывать, что нормативная база, разработанная для «старой экономики» не в полной мере подходит для экономики совместного потребления, которая основана на других бизнес-моделях и принципах.
Что такое sharing economy
Термин «шеринг-экономика» вошел в широкий обиход более 10 лет назад. Он подразумевает коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения ими.
При том надо сказать, что институт аренды и совместного, поочередного владения существует уже много лет. Например, в 90-е годы студенты брали напрокат телевизоры, холодильники и видеомагнитофоны. Затем стало модным арендовать на свадьбы лимузины и смокингы.
По мнению директора российского Центра научно-технологического прогнозирования Александра Чулока, современная шеринг-экономика основана на принципиально иной поведенческой модели потребителя.
В былые времена арендовали в основном то, что было не так просто приобрести (из-за нехватки средств, дефицита и так далее). Сейчас пользователи шеринг-сервисов просто этого не хотят, предпочитая не загружать жизненное пространство, тратить ресурсы на что-то иное, быть экологически и этически более «дружелюбными».
На основании этой модели возникло множество бизнесов: поиск машин с водителем (Uber), кратковременная аренда автомобилей (каршеринг), совместное финансирование проектов (краудфандинг), кратковременная аренда квартир для деловых поездок и путешествий (Airbnb), совместная аренда офисов (коворкинг), продажа ставших ненужными вещей (Kufar), наем фрилансеров на проекты и так далее.
Неформальным слоганом экономики совместного потребления часто называют фразу профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта: «Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель, им нужна четвертьдюймовая дырка в стене».
А как в Беларуси
По данным Минэкономики, новый подход получил наибольшее распространение в таких сферах, как транспорт, недвижимость, потребительские товары и частные услуги, машины и оборудование, а также финансы. Это такие популярные бизнес-модели, как аренда авто, самокатов и велосипедов, продажа вещей «из рук в руки», поиск подработки, временное размещение у частных лиц, коворкинг, краудфандинг и др.
— Сегодня шеринговая экономика проникает практически во все сферы коммерческой деятельности. Успех такого рода сервисов объясняется их выгодой для всех участников экономических отношений. Владельцам активов, которые дополнительно вовлекаются в экономический оборот, совместное потребление дает возможность получения дохода. Потребителям товаров и услуг шеринг открывает более экономный доступ к материальным и нематериальным благам, — говорит замминистра экономики Татьяна Бранцевич. — Именно этим можно объяснить все большее внимание производственных компаний к сервисной деятельности. Так как помимо прибыли, она обеспечивает устойчивость бизнеса посредством диверсификации деятельности и повышает лояльность потребителей к бренду предприятия.
Кроме того, в сущностном плане такие модели чаще всего представляют собой информационные сервисы.
— По сути, большинство компаний, функционирующих в сфере экономики совместного потребления, с формальной точки зрения, осуществляют деятельность в области информационного обслуживания. То есть, создавая условия для продвижения шеринга в стране, мы дополнительно стимулируем развитие IT-сектора в целом, – считает замглавы Минэкономики.
Татьяна Бранцевич также обратила внимание на экономическую эффективность шеринга.
— Например, за четыре года объем шеринговой экономики в Китае вырос почти в 2 раза и по состоянию на 2021 год составил 584 млрд долларов. В России с 2017 года совокупный объем выручки шеринговых компаний вырос почти в 3 раза и по итогам 2020 года составил около 14 млрд долларов. Как видите, прибыльность очевидна. Поэтому в ближайшей перспективе будет подготовлен план мероприятий по развитию шеринговой экономики у нас в стране. В настоящее время Научно-исследовательский экономический институт при Минэкономики работает над целесообразностью принятия регуляторных мер развития экономики совместного потребления с учетом международного опыта реализации, – резюмировала замминистра.
Зачем что-то регулировать
В последние годы все очевиднее становятся проблемы, связанные с развитием шеринговой экономики.
Особенно часто звучат обвинения в недобросовестной конкуренции. Принципы организации шеринговых компаний позволяют им избегать налогов, лицензионных сборов, расходов на обучение персонала, страховых взносов (на пенсионное или социальное страхование) и управленческих расходов, создавая таким образом почву для недобросовестной конкуренции с традиционными отраслями. Подтверждением этому являются спорные истории с компанией Uber. В ряде городов даже ограничили ее деятельность.
Airbnb нередко критикуют за то, что предлагаемые апартаменты не в полной мере отвечают требованиям в области санитарии и безопасности.
Практически все шеринговые онлайн-платформы для оптимальной работы в них требуют создания личного кабинета с персональными данными, включая информацию о кредитных картах. Периодически появляются сообщения о недостаточной защите личной информации, которая бывает продается третьим лица или похищается хакерами.
Высказывается мнение, что для решения вышеназванных проблем необходимо усилить регулирование шеринговой экономики.
Дания в 2018 года стала первой страной, в которой налоговые органы напрямую взаимодействуют с шеринговыми платформами. На основе соглашения, подписанного между SKAT (датский национальный налоговый орган) и Airbnb, информация о полученных доходах от сдачи жилья через этот сервис, напрямую передается в налоговые органы.
В 2019 году в Калифорнии (США) одобрен законопроект California Assembly Bill 5, согласно которому исполнитель работ, в том числе привлеченный посредством онлайн-сервиса, приравнивается к сотруднику в случае если компания осуществляет контроль над тем, как он выполняет свои задачи или если его работа является частью обычной деятельности компании.
Белорусские экономисты Надежда Батова и Ирина Точицкая считают, что мировой опыт свидетельствует, что существующие подходы к регулированию шеринговой экономики значительно различаются как по уровню контроля (от жесткого до либерального), так и по принципам его реализации (сверху вниз (государственное регулирование) или снизу вверх (саморегулирование)).
Оптимальным представляется сочетание этих подходов. Действующие механизмы саморегуляции онлайн-платформ (такие как система двухсторонних рейтингов, проверки репутации, формирования доверия и др.), содействуют защите пользователей, и тем самым позволяют органам госуправления внедрять механизмы регулирования с некоторым временным лагом исходя из сложившихся тенденций развития различных сфер шеринговой экономики и выявленных проблем взаимодействия участников. При этом разрабатываемые в странах меры госрегулирования направлены на то, чтобы, с одной стороны, учитывать специфику экономики совместного потребления и не сдерживать ее инновационное развитие, а с другой – противодействовать недобросовестной конкуренции и гарантировать потребителям высокое качество и безопасность предоставляемых услуг.
Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.