Последние годы Беларусь и Казахстана активно наращивают торговые отношения. В 2021 году страны впервые в истории перешагнули планку в 1 миллиард долларов товарооборота,  а затем увеличивали показатели экспорта и импорта. В текущий момент этому способствуют западные санкции в отношении Беларуси и России и партнерство в рамках Евразийского экономического союза.

В 2022 году товарооборот между Беларусью и Казахстаном составил 1,24 млрд долларов, что на 13,5% больше по сравнению с 2021 годом. При этом белорусский экспорт сложился на уровне 989 млн долларов (рост 8,5%), импорт — 250,7 млн долларов (+38,8%).

Источник — https://ru.freepik.com/

Белстат не публикует данные внешней торговли по странам и товарным группам. По информации БЕЛТА в январе-июле 2023 года взаимная торговля Беларуси и Казахстана приросла на 15,4% до 683 млн долларов. Белорусский экспорт увеличился на 3,5% до 515,5 млн долларов, импорт из Казахстана — на 78,7% до 167,5 млн долларов.

По данным Казстата, товарооборот Беларуси и Казахстана за семь месяцев текущего года достиг почти 541 млн долларов. При этом белорусский экспорт оценили в 449 млн долларов, поставки из Казахстана в Беларусь — в 92 млн долларов.

Одним из драйверов партнерства между странами является промышленная кооперация, сказал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. Так, уже реализовано 8 проектов на сумму порядка 180 млн долларов, на базе которых создано 1400 новых рабочих мест. На стадии реализации находятся 2 проекта на 19 млн долларов. При этом ведомства Казахстана и Беларуси прорабатывают запуск еще 4 проектов на сумму свыше 100 млн долларов с созданием порядка 800 рабочих мест.

Среди крупных совместных проектов выделяется выпуск сельскохозяйственной техники. Костанайское предприятие «АгромашХолдинг» с 2009 года производит совместно с «Гомсельмашем» комбайны марки Essil. В Семее на мощностях «СемАЗа» в партнерстве с Минским тракторным заводом собирают ряд моделей колесного трактора «Беларус».

Казахстан является одним из привлекательных рынков для белорусских производителей: сельское хозяйство страны располагает значительным, но недостаточным парком тракторов, комбайнов и другой сельхозтехники. По данным Министерства сельского хозяйства РК, доля крайне изношенных основных видов сельхозтехники (старше 15 лет) составляет по тракторам – 79%, по комбайнам – 54 %, по сеялкам – 86%, по жаткам – 63%.

«Могилевлифтмаш» также намерен расширить присутствие в Казахстане. Потенциал огромный: крупные стройки и много лифтов нуждаются в замене. Гендиректор белорусского предприятия Сергей Чертков планирует продавать в Казахстане до 700 лифтов в год.

Помимо продукции машиностроения Беларусь активно экспортирует в эту страну Центральной Азии продовольственные товары. На этом фоне развивается розничная торговля. В Казахстане уже открыто более 260 магазинов, в которых представлены белорусские продукты питания. Есть задумки о создании в Астане большого торгового дома белорусских товаров. «Мы хотели бы перейти от продовольственной тематики к продукции легкой промышленности, мебели, бытовой химии и так далее», — сказал белорусский премьер Роман Головченко.

Уход с российского рынка производителей западных брендов позволил «Атланту» нарастить продажи бытовой техники в Казахстан. В частности, за 8 месяцев 2023 года белорусская компания отгрузила в эту страну 20 тыс. холодильников и 3 тыс. стиральных машин.

Среди других крупных категорий белорусского экспорта в Казахстан стоит выделить металлы и изделия из них, древесину и продукцию химической промышленности.

Основной объем импорта из Казахстана в Беларусь приходится на машины и оборудование, металлопродукцию и продовольствие. В первой половине 2023 года выросли поставки легковых автомобилей, смартфонов и компьютеров.

С 2022 года в связи с санкциями, наложенными на Россию и Беларусь, российские и белорусские компании регистрируют в Казахстане транспортные компании и получают казахстанские государственные регистрационные номерные знаки. Это позволяет осуществлять международные автоперевозки грузов в европейские страны. Наплывом белорусских и российских фур оказались недовольны казахстанские бизнесмены. В правительстве Казахстана пытались защитить внутренний рынок, но в итоге для поддержания экономики страны (а именно -транспортировки товаров) пожертвовали интересами казахстанских перевозчиков, передав часть грузов транспортным компаниям из РФ и РБ.

Регистрацию фирмы в Казахстане используют и для параллельного импорта, который легализован в России и Беларуси. Однако случаются «перегибы».  По версии Евросоюза, Казахстан и другие страны Центральной Азии разрешают поставки подсанкционных товаров через свои территории, подрывая таким образом санкционное давление Брюсселя.

Наряду с импортом возникают вопросы по экспорту. Таможенная служба Литвы сообщила, что пресекает ввоз в страну древесины и продукции деревообработки белорусского и российского происхождения под видом товаров из Казахстана. ЕС пока не спешит наказывать Казахстан за содействие обходу санкций.