Существует ряд сведений, которые субъект торговли обязан предоставлять потребителю при осуществлении розничной торговли в магазинах (стационарных торговых объектах, имеющих торговое помещение) <1>.

Обратите внимание!
Непредоставление потребителю обязательной информации является административным правонарушением и влечет за собой наложение штрафа в размере до 10 БВ
<2>.

Информация должна быть доведена до потребителя доступным, принятым в торговле способом. В этих целях оборудуется отдельное место, так называемый уголок потребителя. Это может быть информационный стенд на стене, специальная папка и т.д.

Рассмотрим подробнее, какая информация размещается в уголке потребителя.

1. Информация о продавце

Продавец обязан довести до сведения покупателя на белорусском или русском языке <3>:

— данные о лицензии — номер, срок действия, информацию о государственном органе или государственной организации, выдавших лицензию (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию). В связи с тем что по требованию покупателя продавец обязан дать возможность ознакомиться с подлинником или копией лицензии, в уголке потребителя целесообразно сразу разместить такую копию.

Пример
К лицензируемым видам деятельности относится розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями <4>;

— информацию о месте нахождения продавца, если оно не совпадает с местом нахождения самого торгового объекта;

— информацию о дате внесения сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь;

— если продавцом является ИП — информацию о госрегистрации и наименовании органа, осуществившего ее, а также сведения о месте жительства.

2. Сведения о месте нахождения книги замечаний и предложений

В торговом объекте в доступном для покупателя месте должна быть размещена информация о месте нахождения книги замечаний и предложений. Указанная книга предъявляется по первому требованию покупателя. При этом нельзя требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения <5>.

Книгу следует вести во всех торговых объектах, к которым относятся и магазины <6>. Нужно учитывать, что книга должна вестись во всех местах реализации товаров (оказания услуг) <7>. Таким образом, если у одного субъекта торговли несколько магазинов, книга должна быть в каждом из них.

Обратите внимание!
Нарушение законодательства о книге — административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 4 до 10 БВ <8>.

3. Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления

общественного питания

Правила необходимо в доступной форме довести до сведения покупателей <9>. Соответственно, распечатанную копию правил также следует разместить в уголке потребителя.

4. Ассортиментный перечень товаров

Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли для розничного торгового объекта исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров и на основании утвержденных МАРТ перечней. Конкретный перечень зависит:

— от вида и типа розничного торгового объекта;

— наличия торговой площади и ее размера. В перечне указываются классы и (или) группы товаров, виды товаров и количество их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), и их должно быть не менее, чем в утвержденном МАРТ перечне для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта. Перечень размещается в уголке потребителя <10>.

Ассортиментный перечень товаров не нужен при продаже товаров <11>:

— в розничных торговых объектах, в которых продают непродовольственные товары б/у (в т.ч. при комиссионной торговле);

— розничных торговых объектах, в которых реализуется ограниченный ассортимент морально устаревших, не проданных в сезон остатков единичных размеров непродовольственных товаров (магазин «Сток», стоковый магазин);

— фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа не менее 80% товаров производителя, создавшего магазин, либо созданных субъектом торговли, получившим право продажи товаров исключительно определенного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя (в т.ч. на условиях франчайзинга);

— принадлежащих на любом законном основании субъекту торговли розничных торговых объектах, представляющих часть неизолированной площади магазина (павильона), торгового центра, иного здания (сооружения);

— магазинах беспошлинной торговли, реализующих товары иностранным диппредставительствам, приравненным к ним представительствам и органам международных организаций и межгосударственных образований, консульским учреждениям иностранных государств, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (магазины беспошлинной торговли типа 2).

Обратите внимание!
С 19.08.2017 действуют обновленные перечни товаров
<12>. Соответственно, перечни, размещаемые субъектами торговли в уголках потребителей, должны быть разработаны и утверждены с учетом вступивших в силу изменений <13>.