1. О необходимости принятия Закона от 03.01.2023 N 241-З

Закон от 03.01.2023 N 241-З не имеет традиционной преамбулы. Цели его принятия: обеспечение функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание условий для цифрового развития и повышения уровня информационной безопасности, развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, обеспечение доступа к достижениям мировой культуры и событиям современной жизни (абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона от 03.01.2023 N 241-З). За всеми этими высокими целями скрывается необходимость обеспечения доступа к результатам интеллектуальной деятельности, охраняемым в качестве объектов интеллектуальной собственности, а также возможности приобретения товаров иностранного производства, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Как представляется, необходимость принятия Закона от 03.01.2023 N 241-З требует некоторых пояснений.

События последнего времени максимально обострили проблему баланса частных и общественных интересов в сфере охраны интеллектуальной собственности. Как оказалось, интеллектуальная собственность — не только «самая священная из всех видов собственности», но и инструмент для злоупотреблений со стороны ее обладателей.

Злоупотребление правами со стороны обладателей интеллектуальной собственности не является чем-то новым, и вопрос о необходимости ограничения действий правообладателей, стремящихся к получению сверхприбылей путем поддержания монопольно высокой цены на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, осуществления антиконкурентной лицензионной практики, злоупотребления механизмами защиты и т.п. давно обсуждается юридической наукой и находит определенные решения в правоприменительной практике. Однако санкционные меры, вводимые западными странами и отдельными зарубежными компаниями в отношении поставок в Республику Беларусь как высокотехнологичной продукции, так и товаров народного потребления, в том числе жизненно необходимых, установление ограничений в возможности использования зарубежного программного обеспечения, трансляции зарубежных телепрограмм и др. придали этой проблеме новое качество. Необходимо прямо говорить о том, что права интеллектуальной собственности стали инструментом экономического давления со стороны промышленно развитых государств, которые можно обозначить условным термином «коллективный Запад», и используются для нанесения ущерба национальной экономике Беларуси. Поэтому одним из возможных ответов на данный вызов может стать пересмотр норм законодательства Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности.

Механизмы обеспечения баланса интересов правообладателей и общества предусмотрены многосторонними международными договорами в области охраны прав интеллектуальной собственности, а также нашли отражение в национальном законодательстве стран мира, включая Республику Беларусь. Даже действующее в рамках Всемирной торговой организации Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), которое эксперты определяют как соглашение, заключенное преимущественно в интересах промышленно развитых стран, являющихся основными выгодоприобретателями глобальной системы охраны интеллектуальной собственности, допускает возможность учета национальных интересов отдельных государств при предоставлении охраны правам зарубежных правообладателей, выражающееся в ограничении этих прав в целях охраны здоровья населения, обеспечения продовольственной безопасности, обеспечения общественных интересов в жизненно важных для социально-экономического и технологического развития секторов национальной экономики.

К числу таких механизмов относятся принудительные лицензии, случаи допускаемого использования объектов интеллектуальной собственности без согласия правообладателя с последующей выплатой справедливого вознаграждения, а также, в отдельных случаях, — без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

В качестве универсального критерия оценки допустимости установления новых ограничений исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, прямо не предусмотренных международными договорами, Соглашение ТРИПС использует так называемый «трехступенчатый тест», суть которого состоит в том, что государство может установить дополнительное ограничение исключительного авторского права, а также исключительного права в отношении патентуемых объектов права промышленной собственности при условии, что такое ограничение соответствует трем требованиям: 1) относится к особым случаям (т.е. не носит характера общего правила); 2) не вступает в противоречие с обычным использованием данного объекта интеллектуальной собственности и 3) не ущемляет необоснованным образом законные интересы правообладателя.

Однако сложившаяся ситуация санкционного давления со стороны «коллективного Запада» очевидно выходит за рамки традиционного противостояния интересов правообладателей и общества, и проблема такого злоупотребления правами интеллектуальной собственности уже не может быть решена в рамках механизмов ограничения исключительных прав, предусматриваемых международными договорами в области прав интеллектуальной собственности. Особая ситуация требует особых решений. В этой связи следует признать, что Закон от 03.01.2023 N 241-З в ряде положений не соответствует требованиям международных договоров в области охраны прав интеллектуальной собственности, в которых участвует и предполагает участвовать Республика Беларусь.

Закон от 03.01.2023 N 241-З имеет чрезвычайный характер и является временным, — его нормы, устанавливающие ограничения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, действуют по 31.12.2024 (ст. 6 Закона от 03.01.2023 N 241-З).

Закон от 03.01.2023 N 241-З устанавливает дополнительные к уже предусмотренным законодательством Республики Беларусь ограничения исключительных прав. Их можно разделить на две категории:

1) ограничения исключительных прав в отношении отдельных объектов авторского и смежного права, допускающие их использование без согласия правообладателей, но с последующей выплатой им вознаграждения;

2) изменение режима исчерпания исключительного права в отношении всех объектов интеллектуальной собственности, примененных (содержащихся) в отдельных видах товаров иностранного производства.

2. Допускаемое использование объектов авторского и смежного права без согласия правообладателя

Ограничения исключительного права вводятся в отношении следующих объектов права интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 1 Закона от 03.01.2023 N 241-З):

— компьютерные программы;

— аудиовизуальные произведения;

— музыкальные произведения;

— передачи организаций вещания.

О том, при каких условиях в отношении перечисленных объектов действуют ограничения исключительных прав, а также о других изменениях читайте в ilex.