Закон от 31.01.2024 N 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон N 354-З) скорректирует компетенции заказчиков, подходы к определению стоимости в закупках, правила описания предмета закупки, порядок проведения процедур закупок. Изменения вступят в силу с 04.05.2024 и с 04.08.2024.

1. Функции заказчика смогут выполнять уполномоченные органы и организации

Для выполнения своих функций в сфере госзакупок заказчик, как и сейчас, будет определять или создавать структурное подразделение либо назначать работника (работников) (п. 1 ст. 12 Закона о госзакупках в редакции с 04.02.2024, абз. 2, 3 п. 7 ст. 1 Закона N 354-З). С 04.08.2024 уточнятся требования к такому работнику (работникам). Он должен будет (абз. 2, 3 п. 7 ст. 1, абз. 3 ст. 4 Закона N 354-З):

— и (или) обладать соответствующей квалификацией в сфере госзакупок;

— и (или) пройти обучение по вопросам госзакупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Учебно-программную документацию такой образовательной программы должен согласовать МАРТ.

Примечание
Под квалификацией обычно понимают знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом об образовании. Квалификацию присваивают по завершении среднего специального или высшего образования, а также переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 198, п. 3, 4 ст. 248 Кодекса об образовании).
Образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов — образовательная программа, направленная на профессиональное совершенствование работников (п. 2 ст. 248 Кодекса об образовании). По завершении обучения выдают свидетельство о повышении квалификации (п. 19 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, п. 12 ст. 90 Кодекса об образовании).

Исключения предусмотрены в отношении работника (работников) дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь за рубежом и официальных представителей республиканских органов госуправления в таких учреждениях. Их можно будет назначать для выполнения функций заказчика без учета вышеназванных требований (абз. 4 п. 7 ст. 1 Закона N 354-З).

С 04.05.2024 Президент Республики Беларусь сможет уполномочить один или несколько госорганов (организаций) проводить процедуры закупок, в том числе отдельных видов товаров (работ, услуг), для нескольких госорганов и бюджетных организаций. Эти уполномоченные госорганы (организации) смогут также заключать и исполнять договоры, в том числе осуществлять приемку поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), обеспечивать их оплату. У таких госорганов (организаций) будут права и обязанности заказчика, предусмотренные Законом о госзакупках в редакции с 04.05.2024 (абз. 6 — 8 п. 7 ст. 1, абз. 2 ст. 4 Закона N 354-З).

2. На организатора можно будет возложить больше обязанностей

С 04.05.2024 заказчик (заказчики — при централизации закупок) сможет передать организатору ряд функций, которые ранее относились к исключительной компетенции заказчика (ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона о госзакупках в редакции с 04.02.2024, абз. 1 — 3 п. 8 ст. 1, абз. 2 ст. 4 Закона N 354-З). Так, организатор, если ему поручит заказчик по договору, получит возможность определять:

— требования к предмету закупки, то есть потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета закупки;

— требования к участникам;

— существенные условия договора.

У заказчика останется единственная обязанность, которую он должен будет выполнять самостоятельно, — заключать договор по результатам процедур закупок.

Примечание
Законодательством могут быть предусмотрены случаи, когда договор вправе заключать организатор. Например, если организаторы, которых определяет госорган, проводят закупки медизделий, запчастей к ним, лекарственных средств и лечебного питания, то эти организаторы имеют право заключать договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) от своего имени (ч. 1, 2 подп. 1.1, подп. 1.2 п. 1 постановления N 869).

3. Будут установлены новые подходы к определению стоимости в закупках

С 04.05.2024 Закон N 354-З заменит понятие «ориентировочная стоимость предмета закупки» понятием «предельная стоимость предмета закупки» (абз. 2 ст. 4 Закона N 354-З).

Предельная стоимость предмета закупки — максимальная стоимость предмета закупки. Она включает предполагаемую сумму, которую заказчик выплатит поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (абз. 11, 12 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).

Порядок и (или) способы определения предельной стоимости предмета закупки установит МАРТ (абз. 3 п. 6 ст. 1 Закона N 354-З). Документы (сведения), послужившие основанием для ее определения, необходимо будет включать в дело по закупкам (абз. 1, 2 п. 24 ст. 1 Закона N 354-З).

Предельную стоимость нужно будет указать в приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки (абз. 4 п. 17 ст. 1 Закона N 354-З). Вероятно, предельная стоимость будет среди обязательных сведений, которые должен будет содержать запрос о предоставлении сведений в целях изучения конъюнктуры рынка для процедуры закупки из одного источника. Такое требование установлено сейчас в отношении ориентировочной стоимости предмета закупки (абз. 6 подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ N 30).

По результатам как конкурентных процедур закупок, так и процедуры закупки из одного источника договор нельзя будет заключать по цене, превышающей предельную стоимость предмета закупки (абз. 3, 4 п. 31, абз. 3, 4 п. 43, абз. 6 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
В настоящее время нет запрета, чтобы цена договора была выше ориентировочной стоимости предмета закупки. Исключение — электронный аукцион, при котором торги начинаются с начальной стоимости. Ее определяют на основании ориентировочной стоимости предмета закупки, а в случае применения префпоправки — также с учетом размера такой префпоправки в порядке, установленном Совмином (абз. 6 ст. 1 Закона о госзакупках в редакции с 04.02.2024). 

Термин «ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах)» останется. Под ним будут понимать предполагаемую стоимость потребности в однородных товарах (работах, услугах) на финансовый год (абз. 6, 7 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).

Кроме того, появится понятие «ориентировочная стоимость общей потребности в однородных товарах (работах, услугах)». Это предполагаемая стоимость потребности в однородных товарах (работах, услугах) на срок осуществления закупки, превышающий финансовый год (абз. 8, 9 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).

Ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах), которая указана в годовом плане закупок, влияет на выбор вида процедуры закупки (абз. 4 п. 14 ст. 1 Закона N 354-З).

Пример
Если ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) составляет не более 500 БВ, можно проводить процедуру закупки из одного источника (абз. 4, 5 п. 50 ст. 1 Закона N 354-З). 

Порядок и (или) способы определения ориентировочной стоимости как годовой, так и общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) будет вправе устанавливать МАРТ (абз. 4, 5 п. 6 ст. 1 Закона N 354-З).

4. Изменятся правила описания предмета закупки

С 04.05.2024 будут установлены новые правила описания предмета закупки, когда его объем (количество) невозможно определить. Они будут касаться закупок не только услуг и работ, но и товаров. Причем Закон о госзакупках не будет уточнять, что это за товары (работы, услуги) (абз. 6, 7 п. 16 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
В нынешней редакции Закона о госзакупках определено, что соответствующие правила описания предмета закупки, объем которого невозможно определить, касаются приобретения работ по техобслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических, медицинских, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки, а также других услуг в случае их определения Совмином (абз. 3 п. 4 ст. 21).

Так, при описании предмета закупки, объем (количество) которого невозможно определить, заказчику нужно будет определить цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумму таких цен (тарифов). Порядок определения цен (тарифов) установит МАРТ. Кроме того, заказчик должен будет указать, что поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) он будет оплачивать по цене (тарифу) за единицу товара (работы, услуги) исходя из объема (количества) фактически поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в размере, не превышающем предельную стоимость предмета закупки (абз. 6, 7 п. 16 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
В 2019 г. МАРТ подготовил Методические рекомендации по вопросу госзакупок ремонта техники, оборудования, транспортных средств. В отличие от этого документа, который носит рекомендательный характер, порядок определения цен (тарифов), который установит МАРТ, будет обязателен к применению.

Совмин получит право определять госорганы (организации), которые будут ответственны за подготовку и утверждение по согласованию с МАРТ типовых потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) отдельных видов товаров (работ, услуг). Такие показатели (характеристики) организации будут обязаны использовать при описании предмета госзакупки (абз. 15 п. 5 ст. 1 Закона N 354-З).

Как составить документацию, связанную с закупками, с учетом изменений читайте в ilex.by