На прошлой неделе Россия и Беларусь подписали межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию РФ. Создание альтернативных маршрутов позволит Минску нарастить поставки на экспорт в условиях западных санкций. Однако о прежних объемах приходится пока лишь мечтать.

Перевозка белорусской продукции в третьи страны будет осуществляться как через морские порты, так и через наземную транспортную инфраструктуру России. Как отметил министр транспорта Беларуси Алексей Авраменко, межправительственное соглашение касается «достаточно неплохой номенклатуры грузов».

3 октября премьер-министр Беларуси Роман Головченко заверил, что соглашение максимально конкретное: «прописаны и коридоры, и объемы грузов, ставки и тарифы на перевалку, которые являются льготными для нас».

Из официальных сообщений Минтрансов двух стран следует, что речь идет, по крайней мере, о нефтепродуктах и минеральных удобрениях, которые ранее приносили до трети экспортных доходов Беларуси.

В феврале 2021 года правительства Беларуси и России подписали трехлетнее соглашение о перевалке 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов через российские порты для дальнейшего экспорта в третьи страны. При этом Российские железные дороги предоставили 50% скидку на тарифы для перевозки нефтепродуктов из Беларуси в российские порты и возврат пустых цистерн. Как сообщил глава Минтранса РФ Виталий Савельев, нынешние темпы перевалки позволяют спрогнозировать объем транзита нефтепродуктов по итогам 2022 года на уровне около 3 млн тонн, при запланированных 2,4 млн тонн. Прирост поставок пока не очень большой, если учесть, что в текущем году для Беларуси закрылся маржинальный украинский рынок, который мог ежегодно потреблять 3-4 млн тонн белорусских нефтепродуктов. Впрочем, как сообщил Головченко, достигнуты также договоренности с Россией «по обратному акцизу» в нефтяной сфере. Это увеличивает вероятность того, что белорусское топливо окажется конкурентным и на внутреннем российском рынке.

Что касается экспорта калийных удобрений, то еще в июле стало известно, что «Беларуськалий» (объем производства — около 11 млн тонн, занимает 15% мирового рынка) начал отгружать свою продукцию через российские порты из-за западных санкций и блокады транзита Литвой, через которую шла перевалка большей части белорусского калия. В частности, компания заключила договор на перевалку 2 млн тонн калия в контейнерах до конца 2023 года с петербургским оператором «Кистоун Лоджистикс». Отгрузки ведутся через порты Санкт-Петербурга и Владивостока. Также белорусская компания отгружает в Китай удобрения в контейнерах по российской железной дороге, писал «КоммерсантЪ». По словам собеседников издания, скидки на белорусский калий могут достигать 50%.

12 сентября белорусский вице-премьер Анатолий Сивак заверил, что объемы перевозки калия растут. При этом он констатировал, что часть подвижного состава (минераловозы) для транспортировки по железной дороге калийных удобрений осталась в Украине. Чтобы восполнить этот подвижной состав, «Беларуськалий» заключил контракт с Могилевским вагоностроительным заводом. Кроме того, «БелВЭБлизинг» профинансировал поставку 1 300 вагонов-хопперов российского производства для перевозки удобрений «Беларуськалия».

Дефицит возник из-за того, что в Украине «арестованы» более 7 тысяч вагонов, которыми оперировала Белорусская железная дорога. По словам начальника БЖД Владимира Морозова, это вагоны не только БЖД, но и других белорусских предприятий и «российских, литовских, латвийских и эстонских собственников». Вагоны были с продуктами нефтепереработки, химическими удобрениями, строительными и продовольственными грузами. Как отметил Морозов, пять тысяч вагонов для Белорусской железной дороги – это почти 900 миллионов рублей потерь. В Беларуси находятся около 500 украинских вагонов.

Глава БЖД также отметил, что в 2022 году вывоз грузов из страны железнодорожным транспортом сократился на 40% или почти на 9 млн тонн из-за санкций и военных действий в Украине. По его словам, белорусская сторона сегодня сосредоточена на «настоящих партнерах», в первую очередь на России.

Власти фиксируют определенную положительную динамику. Роман Головченко сообщил, что за январь-август объемы перевозок белорусских грузов по железной дороге в Россию уже превысили ранее согласованные объемы на 5%. Он выразил уверенность, что грузопоток продолжит расти.

Как видим, сейчас фокус сделан на развитие перевозок железнодорожным и морским транспортом. В связи с этим белорусские автоперевозчики боятся дальнейшего спада в отрасли.

Опрос, проведенный международной биржей автомобильных грузоперевозок ATI.SU, показал, что 44% респондентов опасаются снижения количества перевозок и считают, что выживут только крупные компании. При этом 31% опрошенных полагают, что железнодорожные и морские перевозки не заменят автомобильные и что существенного влияния на автодоставку грузов не будет. Еще 25% респондентов увидели в развитии ЖД и морских перевозок хороший симптом для себя – «ведь и до портов грузы можно доставлять автомобилями».

Опасения части игроков рынка можно понять. По данным биржи ATI.SU за второй квартал 2022 года, общее количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь снизилось по сравнению с первым кварталом на 7%. В годовом выражении эта цифра составила 2%.

В перевозках из Беларуси в другие страны сокращение по сравнению с первым кварталом составило 9%, хотя по сравнению с прошлым годом и отметился рост в 6%.

Ставки же во втором квартале на перевозки в Беларусь выросли в годовом выражении на 23%, но упали по сравнению с первым кварталом на 3%, на перевозки из Беларуси – снизились на 9%.

По словам директора компании – представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко, неправильно считать развитие железнодорожных и морских перевозок причиной упадка отрасли автоперевозок.

— Здесь обратная причинно-следственная связь: морскими и ЖД перевозками стараются заменить поставки там, где работать на автомобилях стало невозможно. И не исключено, что развитие морских перевозок сможет стимулировать автомобильные и усилить спрос на доставку грузов в российские порты, – считает Солдатенко.

С 10 октября у белорусских автоперевозчиков появится еще одна возможность для работы. Они могут доставлять продукцию из Евросоюза в Россию, которая вводит запрет на проезд по своей территории фур, зарегистрированными в странах ЕС, Норвегии, Великобритании и Украине. Товары с иностранных автомобилей будут перегружать (либо перецеплять полуприцеп) в таможенно-терминальных комплексах в приграничных территориях в Псковской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областях, Карелии и Санкт-Петербурге.

Беларусь еще в апреле 2022 года в ответ на западные санкции ввела перецепку/перевалку груза на своей приграничной территории. Для этого определили 17 мест, которые одновременно могут принять более 2100 транспортных средств для совершения грузовых операций. По данным ГТК, ежедневно осуществляется около 1300 перецепок/перегрузок.