Источник — https://ru.freepik.com/

В Минске после десятилетнего перерыва открылась крупная автомобильная выставка. Казалось бы, ситуация на рынке не самая лучшая для «АвтоЭкспо». В прошлом году Беларусь покинула большая часть западных брендов. В то же время появилось много слабо узнаваемых на слух марок из Китая и электрокаров. Организаторы выставки решили познакомить белорусов с новинками и оценили перспективы развития на ближайшую перспективу.

Белорусские дилеры представили под сводами футбольного манежа более 120 новых автомобилей 30 различных марок. Не только хорошо знакомые белорусам европейские и японские бренды Audi, Volkswagen, Mazda, Nissan, но и новые китайские модели AEOLUS, BAIC, Exeed, Hongqi, JAC, Jetour и другие.

Еще одной особенностью выставки является широкая линейка электромобилей. Они составили почти половину экспозиции «АвтоЭкспо». Многие из них тоже привезены из Китая.

В Автомобильной ассоциации «БАА» прогнозируют, что в октябре все дилеры преодолеют планку продаж 2022 года. А по итогам 2023 года рынок продаж новых авто превысит 20 тысяч единиц.

— Мы еще далеки от показателей 2019 года. Но уже можно сказать, что рынок начал восстанавливаться, — констатировал председатель правления БАА Сергей Варивода.

По его словам, продажам способствовали рост реальных доходов населения и увеличение объема автокредитования.  «Ну и плюс фактор отложенного спроса. В прошлом году люди были не готовы совершать покупку авто. Сейчас приходит понимание, что изменившийся рынок с нами надолго», — добавил он.

Что касается предложения, то вырос объем производства автомобилей Geely под Борисовом, импортеры наладили поставки автомобилей новых марок. Плюс ко всему предложение выросло на фоне стабилизации цен на машины.

Сейчас  лидирующие позиции на рынке новых дилерских авто занимает бренд Geely с долей 75%. На втором месте LADA, на третьем — Audi.

Впрочем, Сергей Варивода признает, что продажи дилеров – это лишь видимая часть рынка. Много машин в Беларуси приобретается через «перекупщиков», поскольку это обходится дешевле. Однако узнать объем «неорганизованного ввоза» сейчас проблематично из-за того, что доступ к официальной статистике ограничен. По оценкам БАА, 5 лет назад доля дилерских продаж составляла около двух третей от совокупного импорта.

— Сегодня привести автомобиль из Китая может любой предприимчивый человек. По нашим ощущениям, «неорганизованный ввоз» в разы больше дилерских продаж. А что касается  электромобилей, то это соотношение еще выше, — сказал Варивода. Он напомнил, что за 2022 год белорусские дилеры продали 55 новых электромобилей, что на 28% больше, чем в 2021 году. При этом на середину 2022 года в Беларуси было зарегистрировано уже более 10 тысяч электрокаров, пусть часть их них и была приобретена на вторичном рынке.

Благоприятствует неформальному бизнесу и указ N 140, согласно которому отдельные категории граждан (многодетные родители, инвалиды l и ll групп) могут ввозить в страну машины из-за рубежа с возмещением от государства 50% таможенных пошлин. Однако эту льготу у белорусов стали выкупать те, кто специализируется на перепродаже авто.

— Мы не ставим под сомнение существование указа, не просим его отменить, поскольку понимаем социальную направленность данного документа, — комментирует Сергей Варивода. — Мы предлагаем внести точечные коррективы, которые устранят пробелы, которыми пользуются недобросовестные бизнесмены. Кстати, мы ожидаем изменений ставок утилизационного сбора в Беларуси. Поэтому можно пойти по пути Российской Федерации, где в постановлении правительства наряду со ставками утильсбора прописали условия перепродажи авто в течение года и ряд других норм.

Глава БАА сомневается, что соотношение дилерских и неофициальных продаж существенно изменится в ближайшей перспективе.

— В 2018-2019 годах нам удалось добиться, чтобы структура ввоза стала более цивилизованной. Это было на руку не только автодилерам, которые стремятся вести бизнес прозрачно, но и бюджету, и потребителям. Люди имели официальную гарантию на машину и обслуживали ее в современных автоцентрах, — сказал Варивода.

По словам экспертов, доля китайских марок продолжит расти. Лидерству Geely будут способствовать как возросшие объемы производства, так и выгодные условия кредита и лизинга. Подспорьем окажется и указ N191, который предписывает государственным органам и организациям закупать в качестве служебных машины производства «БелДжи».

Отличительной особенностью белорусского рынка является то, что дилеры предлагают в основном машины представительского класса. По словам экспертов, законодателем ценовой моды в Беларуси выступает завод «БелДжи». Белорусский производитель обещал снизить цены после того, когда «насытится рынок, будут отлажены цепочки затрат».

Что касается имеющегося спроса на более дешевые марки, бизнес ищет варианты, как например, заменить бюджетные модели Volkswagen, к которым привыкли белорусы. Вряд ли это будут машины китайской сборки — из-за дорогой логистики.

Компания «Лаки Кэрэнси» хочет поставлять в Беларусь иранские автомобили Saipa по цене 13-22 тысяч долларов. В данный момент идет процесс получения свидетельства об одобрении типа транспортного средства. Сейчас машины находятся на белорусском полигоне, где проводятся их испытания.

Впрочем, по прогнозам БАА, в четвертом квартале на импорт новых иномарок значительное влияние окажет изменение курса белорусского рубля к юаню и унификация с Россией тарифов утилизационного сбора в Беларуси.