Ирина Матюш, экономист, налоговый консультант

Вопрос: Отпускная цена производителя является регулируемой. В силу п. 9 Инструкции N 55 установленные (сформированные) отпускные цены пересматриваются производителями на основании фактических затрат (себестоимости), но не реже раза в год. Как понимать и применять указанную норму? Можно ли, например, не пересматривать цены в течение года, даже если фактическая себестоимость меняется (растут или уменьшаются цены на покупное сырье и т.п.)?

Ответ: Порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов) определен Инструкцией N 55.

Регулируемые цены устанавливаются уполномоченными на то субъектами ценообразования и применяются в отношении (абз. 7 ст. 3, ст. 7 Закона N 255-З):

— товаров, произведенных (реализуемых) в условиях естественных монополий;

— отдельных товаров, конкретный перечень которых предусматривается Президентом или по его поручению Совмином.

Начиная с 15.09.2023 установленные (сформированные) отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) пересматриваются производителями на основании фактических затрат (себестоимости), но не реже раза в год. То есть законодатель обязал производителя пересматривать отпускные цены минимум раз в год. При этом не установил, при каких условиях пересмотр проводить и какими документами оформлять (п. 9 Инструкции N 55).

Отпускные цены (тарифы) на регулируемые товары должны подтверждаться экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и т.д.) (п. 32 Инструкции N 55).

Производитель формирует такие цены на основе (ч. 1 п. 4 Инструкции N 55):

— плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством;

прибыли с учетом конъюнктуры рынка;

— ограничений, введенных госорганами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).

Как уже отмечалось, отпускные цены пересматриваются исходя из фактических затрат (п. 9 Инструкции N 55). Следовательно, чтобы принять решение о пересмотре, производителю нужно сравнить плановые затраты с фактическими. Порядок сравнения и частоту пересмотра надо определить в ЛПА по ценообразованию с учетом условий работы (но не реже раза в год). В этом же документе стоит оговорить условия такого пересмотра (например, определенный процент снижения либо увеличения тех или иных затрат).

При этом бывает, что после пересчета корректировать ранее установленную отпускную цену нет необходимости. Например, в ситуации, когда одни затраты падают, другие растут, а итоговая сумма остается той же. Однако, даже несмотря на то что цена не меняется, ее все равно целесообразно обосновать новым расчетом (калькуляцией). Такой документ, во-первых, послужит подтверждением проведенного организацией пересмотра цен, а во-вторых, поможет доказать контролирующим органам, что, хоть структура цены и изменилась, ее величина осталась на прежнем уровне.

Немаловажным условием пересмотра отпускных цен будет не только размер фактических затрат, но и рентабельность (прибыль), заложенная в отпускной цене. Некоторые НПА по ценообразованию предусматривают ограничение данного показателя.

Получается, с одной стороны, законодатель ограничил рентабельность, а с другой — ввел требование о пересмотре отпускных цен на основе фактических затрат. Чтобы соблюсти установленный предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, включаемой в отпускные цены, производителю следует пересматривать цены на продукцию при изменении фактических затрат, формирующих ее себестоимость. Частота и условия пересмотра, как говорилось, закрепляются в ЛПА.

Теперь что касается постановления N 713.

Данный НПА не содержит прямой нормы об установлении норматива рентабельности, но обязывает производителей согласовывать с госорганами повышение отпускных цен (п. 2 постановления N 713). Исключения перечислены в п. 3.

Если у организации фактически сокращаются затраты на выпуск продукции, то в структуре цены, как правило, автоматически растет процент рентабельности. А поскольку ограничений на рентабельность постановление N 713 не вводит, полагаем, производителю в этом случае не обязательно снижать ранее согласованную отпускную цену.

Вместе с тем делать это можно. Тогда на основании последних разъяснений МАРТ в последующие периоды производитель вправе самостоятельно устанавливать отпускную цену на данный товар, но не выше ранее согласованной в соответствии с п. 2 постановления N 713 цены (ч. 1 подп. 2.2 п. 2 письма МАРТ от 05.01.2024 N 03-02-11/18 К).

В случае увеличения фактических затрат по отношению к плановым имеет место снижение прибыли и применяемого размера рентабельности. С целью не допустить убыточную деятельность при значительном увеличении фактических затрат производителю целесообразно пересчитать отпускные цены и при необходимости согласовать их.

Таким образом, несмотря на то, что прямой нормы по ограничению рентабельности в постановлении N 713 нет, производителю следует пересматривать отпускные цены на основании фактических затрат в соответствии с периодичностью и условиями, обозначенными в ЛПА, но не реже раза в год.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex