В России создается очередная сеть магазинов, в которой сделан акцент на белорусские товары. Но она будет отличаться от других торговых точек, в названии которых есть отсылка к Беларуси. Правда, высокий интерес к белорусским брендам привел к тому, что некоторые из них недобросовестно эксплуатируют в РФ.

Источник — https://ru.freepik.com/

В последнее время в России открываются магазины «Чеснок». Сейчас сеть насчитывает 11 объектов, из них четыре в Смоленске, три в Калуге и по одному в Санкт-Петербурге, Брянске, Великом Новгороде и Твери. В скором времени новые магазины должны открыться в Подмосковье.

У «Чеснока» большие планы по развитию в России. На сайте указано, что «компанию интересуют арендные площади от 800 до 2 500 кв. м». Среди городов, где ищут помещения для открытия новых магазинов, перечислены Москва, Тула и другие. За помощь в поиске арендных площадей сеть готова выплатить вознаграждение 30 тыс. росс. руб.

По данным СПАРК, бенефециаром зарегистрированной в Смоленске в 2022 году компании «Лучшие цены», которая развивает магазины «Чеснок», является гражданин Беларуси Евгений Жигимонт. Это один из топ-менеджеров крупнейшего белорусского ритейлера «Евроторг» (сети магазинов «Евроопт», «Хит!» и «Грошык»). Но в белорусской компании заявили РБК, что «Чеснок» — это персональный проект Жигимонта, который не пересекается с интересами «Евроторга».

Примечательно, что в рекламных материалах «Чеснока» для покупателей делается акцент на белорусские товары по низким ценам: от продукции молочных и мясокомбинатов до кондитерских изделий и бытовой химии.

— Ставка на белорусские продукты вполне оправдана, они себя хорошо зарекомендовали у российских покупателей, в 2022 году экспорт белорусских товаров в РФ вырос почти на 30%, по данным Минсельхозпрода Республики Беларусь. Думаю, что это сработает, как фактор привлечения покупателей, однако главное для новой сети — не снижать темпы экспансии, держать низкий уровень цен и сформировать свою покупательскую аудиторию, что поможет новой сети занять свое место на рынке в условиях высокой конкуренции со стороны федеральных сетей, — сказала партнер консалтингового агентства M.A.Research Анна Синявская.

Эксперты отмечают, что формат дискаунтера наиболее перспективен для развития — на фоне снижения доходов и роста цен и инфляции у таких магазинов начал расти трафик и размер покупательской аудитории. «Можно ожидать дальнейшего роста формата в течение 2023–2026 годов», — полагает Синявская.

Как следует из майской презентации «Евроторга», ритейлер в Беларуси также реализует низкозатратную стратегию роста с акцентом на дискаунтеры. Доля «Хита» и «Грошыка» превышает 30% в розничной выручке компании.

Стоит сказать, что основатели «Евроторга» Владимир Василько и Сергей Литвин уже пробовали выйти на рынки за пределами Беларуси. Но их литовский Fresh Market закрылся в 2015 году, а российский «Евроопт» — в 2019 году.

По всей России довольно много магазинов, специализирующихся на продаже белорусского продовольствия и использующих в названии белорусский контекст. Как правило, это магазины формата «у дома», где представлен широкий ассортимент мясных деликатесов, молочных продуктов, консервов и кондитерских изделий.

За прошедший год выросло число торговых объектов, в которые продают непродовольственные товары из Беларуси — одежду, посуду, бытовую химию и косметику. Это произошли из-за того, что ряд западных брендов покинули российские торговые центры на фоне санкционных ограничений.

Все эти магазины отличает то, что в названии используется не бренд конкретного белорусского производителя, а слово «белорусский» или отсылка к Беларуси. Российские продавцы считают, что сами по себе белорусские товары ассоциируются с качеством, поэтому люди на них обращают внимание и покупают.

Белорусские компании периодически сталкиваются в России с подделкой своей продукции и торговых марок. Борьба с недобросовестной эксплуатацией белорусских брендов в нейминге товаров и торговых объектов в России — одна из важных задач, которую ставит перед собой посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой.