Продавец, реализующий товары в розницу, обязан в определенных случаях проводить экспертизу товара. Рассмотрим в материале, когда именно он должен это делать, а также что он должен учесть при необходимости проведения экспертизы и кто обязан ее оплатить.

1. Когда требуется проведение экспертизы

Товары, реализуемые розничными торговыми объектами (магазинами и иными), должны быть качественными (без недостатков). Если же в товаре есть недостаток, то продавец обязан предупредить об этом покупателя, а также указать это в документе, подтверждающем факт приобретения товара. Если этого не сделать, то считается, что в товаре недостатки отсутствуют (подп. 1.4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 10, ч. 1 п. 11, п. 6 ст. 7, п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Примечание
Недостаток товара — несоответствие товара нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара, иному законодательству или условиям договора (абз. 11 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).

В то же время на практике бывают случаи, когда реализовывается некачественный товар и покупатели (потребители) обнаруживают в нем недостатки (те, которые не были оговорены продавцом). В таких случаях покупатели по своему выбору вправе предъявлять продавцу определенные требования (см. схему 1) (п. 1 — 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Отметим, что, если некачественный товар крупногабаритный (размер в сумме трех результатов измерений (высота, ширина, длина) превышает 150 см) или весит более 5 кг, продавец обязан сам забрать его у покупателя и доставить ему новый качественный товар или отремонтированный товар за свой счет. Также продавец своими силами и за свой счет забирает и возвращает такие товары для уменьшения покупной цены. Покупатель может сделать это самостоятельно. Тогда продавец обязан возместить понесенные им расходы (п. 13 ст. 20, абз. 10 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).

Недостатки в товаре бывают как явные, так и нет. В последнем случае для их выявления может потребоваться проверка качества товара и (или) экспертиза. При этом продавец сначала проводит проверку качества товара. Только затем, в случае если возникнет спор между продавцом и покупателем о наличии недостатков товара и причинах их возникновения, продавец обязан провести экспертизу (ч. 1 и 2 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). На практике причиной спора, по сути, является отказ продавца удовлетворить предъявленные покупателем требования, т.к. считает, что не несет ответственности за недостатки товара.

Примечание
Экспертиза — это система действий по установлению соответствия товаров требованиям законодательства, условиям договора и (или) документации, выданной на товар изготовителем, а также информации о товаре фактическим характеристикам товара, осуществляемых на основе специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности (абз. 8 п. 2 Положения о порядке проведения экспертизы).

2. Кто проводит экспертизу и несет за ее расходы

Как уже было сказано, если по результатам проверки качества товара возникает спор, то провести экспертизу обязан продавец. Тут надо понимать, что продавец не сам ее проводит, а обращается в организацию (ИП), которая наделена правом проведения экспертизы (абз. 10 п. 2, п. 4 Положения о порядке проведения экспертизы).

Примечание
Например, ряд экспертиз вправе проводить ОО «Минское общество потребителей», Бел ТПП, судебно-экспертные организации и ИП. Для проведения экспертизы обычно между продавцом и экспертной организацией заключается соответствующий договор (п. 4 Положения о порядке проведения экспертизы).

Отметим, что продавец отвечает за качество товара в течение определенных сроков. Именно в данный срок продавец обязан принять некачественный товар от покупателя, а также при необходимости провести экспертизу за свой счет (см. схему 2) (п. 11 ст. 20, п. 12 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

———————————

<1> В период гарантийного срока обязанности найти организацию, заключить с ней договор, произвести оплату экспертизы лежат на продавце. По истечении гарантийного срока бремя доказывания должен нести покупатель. Ему необходимо самостоятельно найти организацию, которая может провести требуемую экспертизу, и направить продавцу сведения о ней (например, написать заявление с указанием наименования экспертной организации) для заключения соответствующего договора и оплаты экспертизы.

Как уже говорилось, в указанные сроки (сроки, в течение которых продавец отвечает за качество товара) продавец проводит экспертизу за свой счет (ч. 1 п. 12 Положения о порядке проведения экспертизы). Однако в ряде случаев в последующем покупатель будет обязан возместить ему (ч. 3 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей):

— расходы на проведение экспертизы;

— траты на транспортировку товара, связанные с проведением экспертизы.

Случаи, когда продавец обязан это сделать, отражены в схеме (см. схему 3) (ч. 3 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).