Ю.В.Павлечко,
начальник тендерного отдела
КУП «Тендерный центр 
Мингорисполкома»

Материал предназначен для специалистов, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальных организаций г. Минска и руководствующихся в своей деятельности Инструкцией N 213.

Примечание
Под коммунальными организациями г. Минска в данном случае понимаются коммунальные унитарные предприятия, гособъединения, иные юрлица, имущество которых находится в собственности г. Минска, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит г. Минску и (или) организации, имущество которых находится в собственности г. Минска, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи <*>.

Допуск импортных товаров: когда согласование необходимо, а когда — нет

В настоящее время одним из актуальных вопросов проведения закупок за счет собственных средств коммунальными организациями г. Минска (заказчики) является вопрос о необходимости и целесообразности согласования решений заказчиков о приобретении импортных товаров.

Законодательством установлено следующее условие допуска: к участию в процедурах закупок товаров, указанных в приложении 3 к постановлению N 229 (далее — перечень), стоимостью свыше 2000 БВ допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации (далее — перечень стран) <*>.

В случае закупки товаров из перечня стоимостью свыше 2000 БВ, происходящих не из вышеуказанных государств, поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупки после согласования такого участия с комиссией по рассмотрению закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, образованной Мингорисполкомом <*>.

В целях реализации возможности согласования решением Мингорисполкома от 12.03.2020 N 752 создана комиссия по рассмотрению закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (далее — комиссия). Комиссия в своей работе руководствуется Инструкцией N 752.

Порядок согласования решений по допуску импортных товаров

Инструкция N 752 определяет порядок согласования комиссией решений по допуску поставщиков, предлагающих товары из перечня, к участию в процедурах закупок товаров, осуществляемых заказчиками за счет собственных средств:

Этап 1. До начала процедуры закупки, в процессе изучения рынка закупаемых товаров заказчику необходимо выяснить, в каких странах производятся необходимые ему товары.

Этап 2. Далее заказчик обращается для согласования решений о допуске поставщиков, предлагающих импортные товары (из стран, не входящих в перечень), в органы управления или органы, осуществляющие владельческий надзор (при отсутствии таковых — в Мингорисполком) <*>. При этом заказчиком предоставляются следующие документы:

— заявление с обоснованием необходимости закупки товаров, производимых в государствах, не входящих в перечень стран, а также содержащее информацию о таких товарах и стоимости закупки;

— заключение об отсутствии в Республике Беларусь производства аналогичных товаров, выданное Минпромом <*>.

Примечание
Согласно п. 2 Инструкции N 752:
— органы управления — структурные подразделения Мингорисполкома и администраций районов в г. Минске с правами юрлица, гособъединения, госучреждения, созданные для осуществления управленческих функций, уполномоченные управлять коммунальными унитарными предприятиями и иными юрлицами, имущество которых находится в собственности г. Минска;
— органы, осуществляющие владельческий надзор, — администрации районов в г. Минске, структурные подразделения Мингорисполкома с правами юрлица, гособъединения, госучреждения, созданные для осуществления управленческих функций, уполномоченные управлять находящимися в собственности г. Минска акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), имеющих долю собственности г. Минска, коммунальные юрлица, выступающие учредителями, участниками, членами хозяйственных обществ (товариществ).

Этап 3. Органы управления, органы, осуществляющие владельческий надзор, структурные подразделения Мингорисполкома в течение 5 рабочих дней со дня поступления вышеуказанных документов от заказчиков обобщают, анализируют и вносят их с заключениями о целесообразности или нецелесообразности допуска участников к закупкам товаров организациями за счет собственных средств на рассмотрение комиссии <*>.

Этап 4. Представленные документы рассматриваются комиссией в течение 7 рабочих дней со дня их поступления. По результатам рассмотрения комиссией принимается решение о согласовании либо несогласовании решений по допуску участников к закупкам товаров заказчиками за счет собственных средств, которое оформляется протоколом и доводится в течение 3 рабочих дней со дня его принятия до заказчиков <*>.

Формирование документации на закупку с учетом принятого решения по допуску импортных товаров

С учетом принятых комиссией решений заказчик формирует условия допуска в документации на закупку:

— в случае согласования — к участию допускаются все поставщики, независимо от страны происхождения товара, который они предлагают;

— в случае несогласования — к участию допускаются поставщики, предлагающие товары из перечня стоимостью свыше 2000 БВ и происходящие из стран, включенных в перечень стран. Причем в документации на закупку должно быть установлено, что участники для подтверждения страны происхождения предлагаемого товара предоставляют:

для товаров, происходящих из Республики Беларусь, — сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый БелТПП, или документ о происхождении товара, выдаваемый БелТПП в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009;

для товаров, происходящих из государств — участников СНГ (кроме Республики Беларусь), — документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009;

для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками СНГ, — сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств <*>.

Сертификат должен быть выдан не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи предложения в случае проведения конкурентных процедур закупок (или дня заключения договора при проведении закупки с применением процедуры закупки из одного источника) <*>.

Вместе с тем заказчики могут и не обращаться в органы управления и органы, осуществляющие владельческий надзор, структурные подразделения Мингорисполкома за согласованием решений по допуску. Это возможно в ситуации, когда заказчик желает приобрести товары из перечня, происходящие из стран, входящих в перечень стран.

Целесообразность и необходимость согласования допуска импортных товаров в примерах

Пример 1
Заказчик принял решение о закупке кормоуборочного комбайна стоимостью свыше 2000 БВ <*>. В ходе изучения рынка выяснилось, что производство данной продукции имеется в Республике Беларусь, Российской Федерации и в ряде стран Западной Европы (в частности, в Германии). Причем комбайн немецкого производства обладает улучшенными техническими характеристиками по сравнению с аналогичным товаром белорусского производства. В данной ситуации заказчик в обязательном порядке обращается за согласованием.

Пример 2
Заказчику необходимо закупить 4 профессиональные самоходные четырехколесные газонокосилки с сиденьем стоимостью свыше 2000 БВ <*>. Производство в странах из перечня отсутствует. Заказчик в обязательном порядке обращается за согласованием.

Пример 3
Заказчик желает приобрести легковой автомобиль производства Российской Федерации стоимостью 1500 БВ <*>. Обращаться за согласованием нет необходимости, так как стоимость не превышает 2000 БВ.

Пример 4
Заказчик желает приобрести легковой автомобиль производства Российской Федерации стоимостью более 2000 БВ <*>. Обращаться за согласованием нет необходимости, так как Российская Федерация входит в перечень стран, участие с товарами которых не требует согласования.

Таким образом, коммунальные организации г. Минска согласовывают решения по допуску поставщиков, предлагающих товары импортного производства (кроме Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации), к участию в процедурах закупок товаров, осуществляемых за счет собственных средств, стоимостью свыше 2000 БВ до начала процедуры закупки и только в случае необходимости приобретения товаров из перечня, во всех остальных ситуациях согласование не требуется. 

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex