Недавно в Беларуси увидел свет Закон «О лицензировании». С 2023 года госрегулированию таким образом подлежат 37 видов деятельности. Госорганы и бизнес-союз прокомментировали важные нововведения в этой сфере.

Закон «О лицензировании» пришел на смену указу № 450 от 1 декабря 2010 года, который являлся основным документом, регулирующим процедуры лицензирования в Беларуси. За эти годы в него внесены многочисленные изменения.

По состоянию на июль 2022 года в перечне лицензионных направлений было 34 вида деятельности. Среди них – игорный бизнес, медицинская, образовательная и адвокатская деятельности, банковская и страховая сферы, торговля нефтепродуктами, алкоголем и табачными изделиями, трудоустройство за рубежом и ряд других.

При подготовке проекта нового закона правительство обещало «исключить чрезмерные и экономически необоснованные требования, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам, четко прописать компетенцию лицензирующих органов».

— Лицензирование в общем понимании является разрешительным способом государственного регулирования при осуществлении отдельных видов деятельности. Таких всего 37, которые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья наших граждан, опасность для окружающей среды и связанных с высоким риском нарушений общественных и государственных интересов, прав и законных интересов наших граждан, — говорил депутат Александр Гранковский, комментируя принятие нового законопроекта.

Что изменяется

Вводится несколько новых лицензируемых видов деятельности — в области железнодорожного транспорта, атомной энергии и источников ионизирующего излучения, а также риэлтерская деятельность.

Специальное разрешение нужно для розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения. В составляющие услуги по фармацевтической деятельности включена розничная реализация лекарств дистанционным способом.

Лицензия понадобится для открытия частной школы и детсада.

— Система образования решает слишком важные социально значимые государственные задачи и требует повышенного контроля со стороны государства, так как связана с формированием здоровой, идеологически устойчивой и разносторонне развитой личности, осуществление образовательной деятельности без достаточных подтверждений о создании надлежащих условий для ее осуществления недопустимо. Это значит, что должны функционировать лишь те учреждения образования, в которых созданы надлежащие условия для осуществления образовательной деятельности при соблюдении ими законодательства в сфере образования, — отметили в Минобразования.

В начале октября более двух десятков негосударственных школ в Беларуси приостановили работу. Проблемы у них возникли еще до начала учебного года — не все частные заведения смогли получить аккредитации или сертификаты готовности.

— Более 90% учащихся таких школ уже перешли в государственные учреждения образования. Часть детей находится за границей, по их возвращении в страну мы встретим их в наших школах, — сообщил министр образования Андрей Иванец.

Одним из лицензируемых требований для оказание юридических услуг станет сдача соискателями квалификационного экзамена. Как отмечает Министерство юстиции, программа подготовки к аттестационному экзамену, а также информация о порядке его проведения и выдачи свидетельства будут размещены дополнительно на сайте. За сдачу аттестационного экзамена и получение свидетельства плата не взимается.

Новый закон снял требование о наличии в Беларуси постоянного представительства иностранной организации для получения лицензии. По мнению Минэкономики, упростит доступ на белорусский рынок зарубежных поставщиков некоторых услуг.

Исключается ограничение круга субъектов, которые могут претендовать на получение лицензии по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов. Справедливости ради надо сказать, что эту деятельность (как и некоторые другие) предлагалось исключить из списка, поскольку не представляют повышенной опасности для жизни и здоровья граждан, а также не несет угрозу государственным и общественным интересам. Однако у промышленников вызвало опасения, что в стране в результате такого подхода может быть разрушена система, позволяющая обеспечить полное вовлечение в оборот металлолома.

Сохранено право оказания услуг электросвязи общего пользования и почтовой связи общего пользования только за юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Беларуси. Сделано это, по словам Александра Грановского, с целью «обеспечения защиты государственных и общественных интересов, препятствия распространению на территории страны запрещенных предметов и веществ, соблюдения конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации, противодействия угрозам деструктивного информационного воздействия на население».

Нормы законы дополнили таким основанием для отказа в выдаче лицензии, как включение ее соискателя в перечни организаций, формирований, ИП и граждан, причастных к экстремистской и террористической деятельности.

Какие ожидания

Источник — https://ru.freepik.com/

От принятия закона в Минэкономики ожидают снижения нагрузки на бизнес, уменьшение сроков и бумажного документооборота.

— При подготовке проекта закона мы стремились сократить административную нагрузку на бизнес, сделать процесс получения лицензии предельно прозрачным и простым, — комментирует директор Департамента по предпринимательству Минэка Ольга Русинович. — Для этого сокращены сроки принятия решений – до 15 дней, а при необходимости оценки либо экспертизы – до 25 дней. Кроме того, четко оговорены требования по каждому виду деятельности. То есть, соискатель будет понимать, что необходимо сделать до того, как претендовать на лицензию, и как следует вести бизнес в дальнейшем.

К 2024 году планируется полностью уйти от лицензий на бумажных носителях.

— Значимое новшество закона – переход с 1 января 2024 года на электронную подачу документов соискателями, и электронное отображение наличия лицензии у того или иного субъекта хозяйствования в Едином цифровом реестре лицензий. За счет этого ожидаем значительного сокращения временных и материальных издержек бизнеса, что, без сомнения, принесет экономический эффект, — считает Русинович.

Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич  важным аспектом закона также назвала цифровизацию процессов лицензирования. Среди других плюсов для бизнеса отметила «принцип экономической целесообразности и соразмерности, а также тот факт, что к субъектам хозяйствования не будут применяться меры ответственности, если будет совершен незначительный или формальный проступок». Руководитель бизнес-союза привела в пример медицинскую деятельность.

— Если раньше к грубым нарушениям относилось то, что субъект хозяйствования не предоставил документы или у него нет в наличии документации для выдачи лицензии, то сейчас это не так. Лишиться лицензии в таком случае компания не может, но может получить штраф или предписание, — сказала она.