В Беларуси число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за полгода сократилось на 5837 единиц. По сравнению с январем–апрелем наблюдается положительная динамика. Кроме того, настроения и ожидания бизнеса летом улучшились. Насколько это долгосрочный тренд – покажет время. Ведь с 2023 года ожидаются корректировки в структуре малого бизнеса, одна из целей которых повысить вклад предпринимателей в формирование госбюджета.

Положительные настроения

Источник — https://ru.freepik.com/

По данным Министерства по налогам и сборам Беларуси, на 1 января 2022 года было 10 891 малое предприятие (количество работающих 16–100 человек), спустя полгода их стало 10169. Количество микроорганизаций (до 15 человек) сократилось с 86279 до 83422. Индивидуальных предпринимателей также стало меньше – было 273 120, а стало 270 920. Что касается средних компаний (101–250 работающих), то их на 1 июля насчитывалось 2091, а на 1 января было на 57 больше.  Таким образом общее число субъектов МСП сократилось более чем на 5,8 тысяч единиц. Впрочем, по сравнению с апрелем наблюдается положительная динамика. Тогда общее число субъектов МСП сократилось с начала года более чем на 7,5 тысяч единиц.

На позитивные тенденции указывает и опрос 300 собственников и руководителей компаний малого и среднего бизнеса, который в августе провели исследователи проекта BEROC. Предприниматели представляют четыре укрупненные вида деятельности: промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля, и услуги.

Настроения и ожидания фирм улучшились в сравнении с опросом, который состоялся в апреле. Эксперты думают, что это может быть связано с тем, что спустя месяц после начала военных действий в Украине ожидания были «на грани катастрофы», но ее не произошло, поэтому и настроения улучшились.

Предпринимателям также кажется, что риски ведения бизнеса снижаются. При этом в целом оценка рисков остается высокой, в том числе и инфляционные ожидания. Эксперты проекта полагают, что предприниматели уже увидели реализацию основных рисков и считают, что в дальнейшем ситуация будет более предсказуемой.

В августе большая часть опрошенных среди путей преодоления негативных последствий назвали оптимизацию бизнес-процессов, вывод новых продуктов на рынок, поиск новых форматов деятельности. В апреле многие респонденты предпочли занять выжидательную позицию.

Главным фактором, препятствующим деловой активности, предприниматели назвали «низкий спрос». Он сместил на второе место «макроэкономическую нестабильность», которая лидировала весной. Наряду с этим бизнес ощутил барьеры, связанные с санкциями: нехватка сырья/материалов/комплектующих, разрыв логистических и производственных цепочек, проблемы с платежами.

Отчисления в бюджет

В то же время тенденция увеличения вклада предпринимательского сектора в бюджет по-прежнему сохраняется. За январь–июнь текущего года удельный вес платежей малого бизнеса в бюджетных доходах в целом по стране составил 27% и увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,3 процентных пункта, а вклад среднего бизнеса вырос с 8,2% до 9,4% Это можно также объяснить повышением налоговой нагрузки на сектор МСП с 1 января 2022 года.

С начала 2023 года также возможны изменения. Уже объявлено о корректировке структуры малого бизнеса. Предполагается, что она будет состоять из трех категорий: самозанятые, индивидуальные предприниматели и юридические лица (микро- и малые предприятия).

Определен статус самозанятых – как стартовый этап предпринимательской деятельности. Сюда войдут три группы физлиц: граждане, которые самостоятельно ведут профессиональную деятельность (например, портные, переводчики, няни, дизайнеры, репетиторы, мебельщики), ремесленники и владельцы агроэкоусадеб.

Сегодня эти категории не учитываются в предпринимательской деятельности. Но их доля составляет 15% от занятых в микробизнесе. Это порядка 100 тысяч человек, подсчитали в Минэкономики.

При этом самозанятые смогут заниматься любыми видами деятельности, кроме списка запрещенных, которые установит правительство. Предполагается, что сюда войдут торговля, транспортные услуги, реализация подакцизных товаров, лицензируемая деятельность и некоторые другие.

Власти хотят также создать систему экономических и административных стимулов, чтобы индивидуальные предприниматели активнее становились юридическими лицами. Как заявил министр экономики Александр Червяков, это будет делаться «не по жесткому сценарию, а эволюционно» и поможет избежать рисков (уход части микробизнеса в тень, проблему занятости, рост социальной напряженности).

«Ипэшники» смогут в течение суток переходить на работу в качестве юридического лица. Сейчас такая процедура сейчас занимает около года.

— Мы предложили систему, когда перерегистрироваться можно день в день. Причем, автоматически происходит регистрация из одного реестра в другой. При этом все системы переоформления лицензий, разрешений, обязательств и других документов значительно упрощаются, — сказал Червяков.

С 2023 года для ИП также планируется полностью исключить применение упрощенной системы налогообложения. В качестве основного налогового режима предложено использовать подоходный налог с увеличением его ставки с 16 до 20%, а с 2024 — до 25%. Кроме того, предложено сократить перечень видов деятельности для уплаты единого налога и увеличить его ставки в полтора-три раза. Одновременно с этим для микроорганизаций сохраняется возможность использования упрощенной системы налогообложения: 6% от выручки.

Самозанятым предлагается платить налог на профессиональный доход — 10% от выручки. Он включает в себя отчисления в фонд социальной защиты. Такой же налог будут уплачивать владельцы агроэкоусадеб. Для ремесленников сохраняется право выбора: или налог на профессиональный доход или ремесленный сбор, то есть 2 базовые величины в год (сейчас это 62 рубля).

Однако пока это все только наметки. В настоящее время законопроект о развитии предпринимательства находится на доработке. В частности, планируется более четко определить виды деятельности, которыми могут заниматься ремесленники, индивидуальные предприниматели и юрлица. Впрочем, цель изменений останется прежней – «повысить уровень участия граждан в финансировании государственных расходов».


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.