В новой редакции изложена Директива N 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Изменения внесены Указом от 13.06.2023 N 172 «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь» (далее — Директива N 2 в новой редакции). Корректировки направлены на упрощение межведомственного взаимодействия и внутренней работы госорганов, усиление роли местных органов власти, совершенствование порядка осуществления административных процедур, повышение уровня информатизации в сфере работы с населением.
В частности, в новой редакции Директивы N 2:
1. Сформулированы принципы взаимодействия госорганов с населением.
Определено, что в работе госорганов и госорганизаций (далее — госорганы) должны преобладать (ч. 3 преамбулы Директивы N 2 в новой редакции):
— заявительный принцип «одно окно», исключающий неоднократные посещения госоргана заинтересованным лицом, а также минимизирующий представляемые им сведения для осуществления административных процедур;
— принцип приоритета законных интересов граждан и юрлиц.
Также отмечена необходимость более масштабно развивать возможности цифровых платформ для выстраивания эффективного взаимодействия и партнерства между госорганами и гражданами, представителями юрлиц, наряду с обеспечением информационной безопасности.
2. Актуализированы задачи госорганов, их руководителей и редакций госСМИ в сфере работы с населением и дебюрократизации:
2.1. Руководителям госорганов.
Задачи руководителей госорганов существенно дополнены (подп. 1.1 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции). Так, среди новых задач им поручено:
— рассматривать обращения по наиболее проблемным вопросам жизнедеятельности граждан с выездом на место в целях изучения, анализа сложившейся ситуации и оперативного их решения;
— принимать меры по максимально широкому анонсированию и освещению проводимой работы с населением в СМИ;
— обеспечить использование интернет-сервисов (видеохостингов) для ведения прямых трансляций в Интернете, размещения видеосюжетов по насущным вопросам жизни общества и государства;
— проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, диалоговые площадки, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного сообщества;
— обеспечить ведение официальных аккаунтов в популярных соцсетях с размещением новостного и иного актуального информационного контента;
— привлекать к работе экспертных и консультативных советов общественных активистов, представителей субъектов гражданского общества, включая членов ведущих молодежных общественных объединений, учитывать мнение граждан при создании условий для обеспечения жизнедеятельности населения;
— обеспечить надлежащую работу горячей линии по приему обращений по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с деятельностью госорганов.
Установлено требование к руководителям госорганов исключить факты передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в компетенцию соответствующего органа, на вышестоящий уровень (п. 7 Директивы N 2 в новой редакции).
Пересмотрен и конкретизирован график проведения руководителями личного приема и прямых телефонных линий (подп. 1.2 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции). Актуальный график выглядит следующим образом.
Кто должен проводить | Периодичность и время проведения | |
Личный прием | Прямая телефонная линия | |
Руководители республиканских органов госуправления и (или) их заместители, председатели облисполкомов, Мингорисполкома и (или) их заместители, управляющие делами | Еженедельно с 08:00 до 13:00 или с 15:00 до 20:00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00.
Выездной личный прием — не реже одного раза в квартал |
Вторая суббота каждого месяца с 09:00 до 12:00 |
Руководители рай-, горисполкомов, местных администраций районов в городах и (или) их заместители, управляющие делами | Каждая среда с 08:00 до 13:00 или с 15:00 до 20:00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00.
Выездной личный прием — не реже одного раза в квартал |
Каждая суббота с 09:00 до 12:00 |
Руководители пос-, сельисполкомов и (или) их заместители, управляющие делами | Каждая среда с 08:00 до 13:00 или с 15:00 до 20:00.
При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00 |
|
Начальники структурных подразделений республиканских органов госуправления:
— по решению руководителей этих органов; — по вопросам, входящим в их компетенцию, либо по заранее планируемой теме |
Каждая суббота с 09:00 до 12:00, за исключением второй субботы месяца |
Как и ранее, при необходимости, обусловленной в том числе значительным количеством обращений, личный прием и прямые телефонные линии могут проводиться и более продолжительное время. Дополнено, что в этом случае они могут проводиться чаще (ч. 5 подп. 1.2 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции).
2.2. Госорганам и редакциям госСМИ.
Госорганы и редакции госСМИ должны на постоянной основе (подп. 1.5 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции):
— освещать в СМИ принимаемые меры по дебюрократизации госаппарата, совершенствованию работы с населением, формы вовлечения граждан в работу республиканских и местных органов, положительные примеры решения поступающих от граждан вопросов, ход решения выявленных резонансных проблемных вопросов;
— проводить информационно-просветительскую работу, направленную на разъяснение населению конституционных требований по взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством.
Ранее аналогичные задачи были закреплены только за Мининформом.
Сохранена обязанность редакций госСМИ уведомлять госорганы об опубликованных в соответствующих печатных СМИ, размещенных в теле- и радиопрограммах либо сетевых изданиях материалах о невыполнении их работниками требований законодательства при работе с населением. При этом срок для такого уведомления сокращен с 3 до 2 рабочих дней (подп. 1.6 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции). Руководители госорганов по-прежнему обязаны рассматривать такие материалы и принимать меры по устранению нарушений и их причин, а также при наличии оснований привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.
Обеспечивать координацию и методологическое сопровождение работы госорганов с населением в части правового просвещения, совершенствования законодательства об обращениях граждан и юрлиц, административных процедурах и практики его применения будет Минюст (подп. 1.4 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции).
3. Предусмотрены новые меры по совершенствованию административных процедур и повышению уровня информатизации:
3.1. Административные процедуры.
В целях сокращения количества административных процедур и упрощения порядка их совершения Совмину поручено (ч. 1 подп. 2.4 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции):
— на постоянной основе проводить инвентаризацию административных процедур (совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом, ОАО «Агентство сервисизации и реинжиниринга»);
— принимать меры по консолидации административных процедур в службе «одно окно» (совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом).
Информация о проделанной работе ежегодно не позднее 31 декабря должна представляться в Администрацию Президента.
Облисполкомам и Мингорисполкому поручено (подп. 2.5 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции):
— до 31.12.2023 принять меры по надлежащей организации мест приема граждан при их обращении за административными процедурами в рай-, горисполкомы, местные администрации районов в городах с учетом требований законодательства и соблюдением имиджевой составляющей, обеспечению конфиденциальности информации в местах приема граждан, сокращению времени ожидания в очереди, улучшению условий в местах ожидания приема, увеличению количества административных процедур (вопросов) исполкома, по которым возможно обращение в службу «одно окно»;
— обеспечивать максимально полное информирование граждан о работе службы «одно окно», а также местных исполнительных и распорядительных органов по совершению административных процедур, в том числе через СМИ, Интернет и социальную рекламу.
Все госорганы, совершающие административные процедуры, должны (подп. 2.3 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции):
— не допускать необоснованного введения новых административных процедур, увеличения сроков их совершения;
— принимать меры по сокращению перечня документов и (или) сведений, представляемых для совершения административных процедур.
Факты неправомерного истребования от лиц, обратившихся за административной процедурой, документов и (или) сведений, а также отказа в принятии заявлений об осуществлении административных процедур, в том числе в связи с временным отсутствием соответствующего работника, будут рассматриваться как грубое нарушение должностных обязанностей (подп. 2.2 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции).
3.2. Информатизация.
Предусмотрено максимальное использование госорганами электронного документооборота и других возможностей информационных систем (включая межведомственные) и интернет-ресурсов (подп. 3.2 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции):
— при реализации государственных функций;
— в рамках взаимодействия между собой;
— при совершении административных процедур.
Определено, что электронные документы, документы в электронном виде, электронные сообщения и иные сведения в электронной форме, направленные госорганами в случаях, определенных законодательством, в активированные личные электронные кабинеты на едином портале электронных услуг, считаются достоверными, надлежащим образом полученными и влекут юридически значимые последствия (подп. 3.1 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции).
Закреплены обязанности госорганов по актуализации информации об административных процедурах (абз. 4, 5 подп. 3.2 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции). В частности:
— в течение месяца со дня официального опубликования НПА, изменяющего правовое регулирование административных процедур, актуализировать содержащуюся на едином портале электронных услуг информацию в отношении процедур, совершаемых в электронной форме (совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг»);
— до 15.12.2023 обеспечить внесение сведений об информационных ресурсах (системах), используемых для осуществления административных процедур, в реестры метаданных, электронных сервисов и нормативно-справочной информации, а также на постоянной основе поддерживать их в актуальном состоянии.
Совмину поручено (подп. 3.3 — 3.5 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции):
1) до 01.09.2023 совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом принять меры по совершенствованию порядка использования программного комплекса «Одно окно» в деятельности местных исполнительных и распорядительных органов;
2) до 15.12.2023:
— определить перечень государственных информационных ресурсов (систем), подлежащих интеграции с ОАИС для осуществления административных процедур, и сроки такой интеграции и ежегодно его актуализировать;
— совместно с Нацбанком проработать механизм предоставления уполномоченным органам возможности получать подтверждение внесения субъектами хозяйствования платы, взимаемой за оказание административных процедур;
3) до 31.12.2025 совместно с облисполкомами:
— принять меры по обеспечению широкополосного доступа к Интернету населения, проживающего в сельской местности;
— обеспечить охват населения, проживающего в сельской местности, услугами сотовой связи;
4) на постоянной основе совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом:
— обеспечивать актуализацию сведений, содержащихся на интернет-сайтах госорганов и подчиненных им организаций, в целях исключения противоречивой, неактуальной информации, восполнения пробелов в информировании населения;
— информировать население о порядке и преимуществах направления электронных обращений через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юрлиц;
— обеспечивать эффективное функционирование и популяризацию портала рейтинговой оценки организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения и (или) совершающих административные процедуры, а также возможность оценивать качество административных процедур в личном электронном кабинете на едином портале электронных услуг. Обеспечить надлежащий учет этой информации и использование ее при оценке деятельности соответствующих организаций и проведении ротации их руководящих кадров.
4. Упрощено межведомственное взаимодействие, усилена профилактическая деятельность контролирующих госорганов.
Предусмотрено, что на постоянной основе (п. 5, 6 Директивы N 2 в новой редакции):
— Совмин во взаимодействии с госорганами, подчиненными (подотчетными) Президенту, будет принимать меры по упрощению межведомственного взаимодействия и внутриорганизационной деятельности госорганов путем отказа от избыточных отчетов и иных документов формального характера;
— Генпрокуратура, КГК, иные контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в приоритетном порядке будут принимать меры профилактического и предупредительного характера в отношении граждан и субъектов хозяйствования. Помимо этого, Генпрокуратура будет проводить мониторинг обращений, содержащих критику работы правоохранительных органов, в том числе размещенных в СМИ и Интернете, и в случае выявления нарушений — обеспечивать восстановление законности и привлечение виновных должностных лиц к ответственности.
Изменения вступают в силу с 15.06.2023.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex