В новой редакции изложена Директива N 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Изменения внесены Указом от 13.06.2023 N 172 «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь» (далее — Директива N 2 в новой редакции). Корректировки направлены на упрощение межведомственного взаимодействия и внутренней работы госорганов, усиление роли местных органов власти, совершенствование порядка осуществления административных процедур, повышение уровня информатизации в сфере работы с населением.

В частности, в новой редакции Директивы N 2:

1. Сформулированы принципы взаимодействия госорганов с населением.

Определено, что в работе госорганов и госорганизаций (далее — госорганы) должны преобладать (ч. 3 преамбулы Директивы N 2 в новой редакции):

— заявительный принцип «одно окно», исключающий неоднократные посещения госоргана заинтересованным лицом, а также минимизирующий представляемые им сведения для осуществления административных процедур;

— принцип приоритета законных интересов граждан и юрлиц.

Также отмечена необходимость более масштабно развивать возможности цифровых платформ для выстраивания эффективного взаимодействия и партнерства между госорганами и гражданами, представителями юрлиц, наряду с обеспечением информационной безопасности.

2. Актуализированы задачи госорганов, их руководителей и редакций госСМИ в сфере работы с населением и дебюрократизации:

2.1. Руководителям госорганов.

Задачи руководителей госорганов существенно дополнены (подп. 1.1 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции). Так, среди новых задач им поручено:

— рассматривать обращения по наиболее проблемным вопросам жизнедеятельности граждан с выездом на место в целях изучения, анализа сложившейся ситуации и оперативного их решения;

— принимать меры по максимально широкому анонсированию и освещению проводимой работы с населением в СМИ;

— обеспечить использование интернет-сервисов (видеохостингов) для ведения прямых трансляций в Интернете, размещения видеосюжетов по насущным вопросам жизни общества и государства;

— проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, диалоговые площадки, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного сообщества;

— обеспечить ведение официальных аккаунтов в популярных соцсетях с размещением новостного и иного актуального информационного контента;

— привлекать к работе экспертных и консультативных советов общественных активистов, представителей субъектов гражданского общества, включая членов ведущих молодежных общественных объединений, учитывать мнение граждан при создании условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

— обеспечить надлежащую работу горячей линии по приему обращений по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с деятельностью госорганов.

Установлено требование к руководителям госорганов исключить факты передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в компетенцию соответствующего органа, на вышестоящий уровень (п. 7 Директивы N 2 в новой редакции).

Пересмотрен и конкретизирован график проведения руководителями личного приема и прямых телефонных линий (подп. 1.2 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции). Актуальный график выглядит следующим образом.

Кто должен проводить Периодичность и время проведения
Личный прием Прямая телефонная линия
Руководители республиканских органов госуправления и (или) их заместители, председатели облисполкомов, Мингорисполкома и (или) их заместители, управляющие делами Еженедельно с 08:00 до 13:00 или с 15:00 до 20:00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00.

Выездной личный прием — не реже одного раза в квартал

Вторая суббота каждого месяца с 09:00 до 12:00
Руководители рай-, горисполкомов, местных администраций районов в городах и (или) их заместители, управляющие делами Каждая среда с 08:00 до 13:00 или с 15:00 до 20:00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00.

Выездной личный прием — не реже одного раза в квартал

Каждая суббота с 09:00 до 12:00
Руководители пос-, сельисполкомов и (или) их заместители, управляющие делами Каждая среда с 08:00 до 13:00 или с 15:00 до 20:00.

При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20:00

 
Начальники структурных подразделений республиканских органов госуправления:

— по решению руководителей этих органов;

— по вопросам, входящим в их компетенцию, либо по заранее планируемой теме

  Каждая суббота с 09:00 до 12:00, за исключением второй субботы месяца

Как и ранее, при необходимости, обусловленной в том числе значительным количеством обращений, личный прием и прямые телефонные линии могут проводиться и более продолжительное время. Дополнено, что в этом случае они могут проводиться чаще (ч. 5 подп. 1.2 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции).

2.2. Госорганам и редакциям госСМИ.

Госорганы и редакции госСМИ должны на постоянной основе (подп. 1.5 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции):

— освещать в СМИ принимаемые меры по дебюрократизации госаппарата, совершенствованию работы с населением, формы вовлечения граждан в работу республиканских и местных органов, положительные примеры решения поступающих от граждан вопросов, ход решения выявленных резонансных проблемных вопросов;

— проводить информационно-просветительскую работу, направленную на разъяснение населению конституционных требований по взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством.

Ранее аналогичные задачи были закреплены только за Мининформом.

Сохранена обязанность редакций госСМИ уведомлять госорганы об опубликованных в соответствующих печатных СМИ, размещенных в теле- и радиопрограммах либо сетевых изданиях материалах о невыполнении их работниками требований законодательства при работе с населением. При этом срок для такого уведомления сокращен с 3 до 2 рабочих дней (подп. 1.6 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции). Руководители госорганов по-прежнему обязаны рассматривать такие материалы и принимать меры по устранению нарушений и их причин, а также при наличии оснований привлекать виновных к дисциплинарной ответственности.

Обеспечивать координацию и методологическое сопровождение работы госорганов с населением в части правового просвещения, совершенствования законодательства об обращениях граждан и юрлиц, административных процедурах и практики его применения будет Минюст (подп. 1.4 п. 1 Директивы N 2 в новой редакции).

3. Предусмотрены новые меры по совершенствованию административных процедур и повышению уровня информатизации:

3.1. Административные процедуры.

В целях сокращения количества административных процедур и упрощения порядка их совершения Совмину поручено (ч. 1 подп. 2.4 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции):

— на постоянной основе проводить инвентаризацию административных процедур (совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом, ОАО «Агентство сервисизации и реинжиниринга»);

— принимать меры по консолидации административных процедур в службе «одно окно» (совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом).

Информация о проделанной работе ежегодно не позднее 31 декабря должна представляться в Администрацию Президента.

Облисполкомам и Мингорисполкому поручено (подп. 2.5 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции):

— до 31.12.2023 принять меры по надлежащей организации мест приема граждан при их обращении за административными процедурами в рай-, горисполкомы, местные администрации районов в городах с учетом требований законодательства и соблюдением имиджевой составляющей, обеспечению конфиденциальности информации в местах приема граждан, сокращению времени ожидания в очереди, улучшению условий в местах ожидания приема, увеличению количества административных процедур (вопросов) исполкома, по которым возможно обращение в службу «одно окно»;

— обеспечивать максимально полное информирование граждан о работе службы «одно окно», а также местных исполнительных и распорядительных органов по совершению административных процедур, в том числе через СМИ, Интернет и социальную рекламу.

Все госорганы, совершающие административные процедуры, должны (подп. 2.3 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции):

— не допускать необоснованного введения новых административных процедур, увеличения сроков их совершения;

— принимать меры по сокращению перечня документов и (или) сведений, представляемых для совершения административных процедур.

Факты неправомерного истребования от лиц, обратившихся за административной процедурой, документов и (или) сведений, а также отказа в принятии заявлений об осуществлении административных процедур, в том числе в связи с временным отсутствием соответствующего работника, будут рассматриваться как грубое нарушение должностных обязанностей (подп. 2.2 п. 2 Директивы N 2 в новой редакции).

3.2. Информатизация.

Предусмотрено максимальное использование госорганами электронного документооборота и других возможностей информационных систем (включая межведомственные) и интернет-ресурсов (подп. 3.2 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции):

— при реализации государственных функций;

— в рамках взаимодействия между собой;

— при совершении административных процедур.

Определено, что электронные документы, документы в электронном виде, электронные сообщения и иные сведения в электронной форме, направленные госорганами в случаях, определенных законодательством, в активированные личные электронные кабинеты на едином портале электронных услуг, считаются достоверными, надлежащим образом полученными и влекут юридически значимые последствия (подп. 3.1 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции).

Закреплены обязанности госорганов по актуализации информации об административных процедурах (абз. 4, 5 подп. 3.2 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции). В частности:

— в течение месяца со дня официального опубликования НПА, изменяющего правовое регулирование административных процедур, актуализировать содержащуюся на едином портале электронных услуг информацию в отношении процедур, совершаемых в электронной форме (совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг»);

— до 15.12.2023 обеспечить внесение сведений об информационных ресурсах (системах), используемых для осуществления административных процедур, в реестры метаданных, электронных сервисов и нормативно-справочной информации, а также на постоянной основе поддерживать их в актуальном состоянии.

Совмину поручено (подп. 3.3 — 3.5 п. 3 Директивы N 2 в новой редакции):

1) до 01.09.2023 совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом принять меры по совершенствованию порядка использования программного комплекса «Одно окно» в деятельности местных исполнительных и распорядительных органов;

2) до 15.12.2023:

— определить перечень государственных информационных ресурсов (систем), подлежащих интеграции с ОАИС для осуществления административных процедур, и сроки такой интеграции и ежегодно его актуализировать;

— совместно с Нацбанком проработать механизм предоставления уполномоченным органам возможности получать подтверждение внесения субъектами хозяйствования платы, взимаемой за оказание административных процедур;

3) до 31.12.2025 совместно с облисполкомами:

— принять меры по обеспечению широкополосного доступа к Интернету населения, проживающего в сельской местности;

— обеспечить охват населения, проживающего в сельской местности, услугами сотовой связи;

4) на постоянной основе совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом:

— обеспечивать актуализацию сведений, содержащихся на интернет-сайтах госорганов и подчиненных им организаций, в целях исключения противоречивой, неактуальной информации, восполнения пробелов в информировании населения;

— информировать население о порядке и преимуществах направления электронных обращений через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юрлиц;

— обеспечивать эффективное функционирование и популяризацию портала рейтинговой оценки организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения и (или) совершающих административные процедуры, а также возможность оценивать качество административных процедур в личном электронном кабинете на едином портале электронных услуг. Обеспечить надлежащий учет этой информации и использование ее при оценке деятельности соответствующих организаций и проведении ротации их руководящих кадров.

4. Упрощено межведомственное взаимодействие, усилена профилактическая деятельность контролирующих госорганов.

Предусмотрено, что на постоянной основе (п. 5, 6 Директивы N 2 в новой редакции):

— Совмин во взаимодействии с госорганами, подчиненными (подотчетными) Президенту, будет принимать меры по упрощению межведомственного взаимодействия и внутриорганизационной деятельности госорганов путем отказа от избыточных отчетов и иных документов формального характера;

— Генпрокуратура, КГК, иные контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в приоритетном порядке будут принимать меры профилактического и предупредительного характера в отношении граждан и субъектов хозяйствования. Помимо этого, Генпрокуратура будет проводить мониторинг обращений, содержащих критику работы правоохранительных органов, в том числе размещенных в СМИ и Интернете, и в случае выявления нарушений — обеспечивать восстановление законности и привлечение виновных должностных лиц к ответственности.

Изменения вступают в силу с 15.06.2023.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex