Алексей Кралько

кандидат медицинских наук, доцент

В настоящее время ВОЗ рассматривает электронное здравоохранение как использование электронных коммуникационных технологий для нужд здравоохранения: лечения пациентов, обучения медработников, выявления заболеваний и мониторинга тенденций общественного здравоохранения. Возможности электронного здравоохранения достаточно широки и разнообразны, например: онлайновый доступ к информации здравоохранения, в том числе с помощью мобильных устройств, дистанционное лечение, «носимые или нательные технологии», обучение сотрудников с помощью информационно-коммуникативных технологий, электронные рецепты, запись к врачу через сеть Интернет, усиление и реформирование национальных систем информации здравоохранения, использование сложных аналитических методов для мониторинга здоровья населения и эффективности политики здравоохранения.

В Республике Беларусь процесс развития электронного здравоохранения начал интенсивно развиваться после 2017 года, когда вступило в силу Соглашение о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития для финансирования проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь». В 2018 году утверждена Концепция развития электронного здравоохранения Республики Беларусь на период до 2022 года, согласно которой предусмотрено создание централизованной информационной системы здравоохранения и внедрение системы информационной поддержки клинических решений.

Для реализации основных стратегических направлений Концепции развития электронного здравоохранения Республики Беларусь на период до 2022 года необходима корректировка законодательства, т.к. электронное здравоохранение затрагивает широкий круг новых общественных отношений. С этой целью в проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» внесен ряд новелл по вопросам электронного здравоохранения.

Вводится понятие «электронная медицинская карта» <*>. Под электронной медицинской картой пациента понимается система электронных записей, содержащая сведения о наличии заболевания, диагнозе, методах оказания медицинской помощи, медицинских вмешательствах, обеспечивающая доступ уполномоченных пользователей к содержащейся в ней информации.

Действие Закона о здравоохранении в новой редакции распространено на оператора централизованной информационной системы здравоохранения, а также владельцев информационных систем и информационных ресурсов, осуществляющих получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение и предоставление медицинской информации в здравоохранении <*>.

Также дополнены полномочия Совмина и Минздрава в области здравоохранения. Совмин уполномочен определять порядок функционирования и использования централизованной информационной системы здравоохранения <*>, а Минздрав определяет:

— порядок разработки, формирования, ведения, эксплуатации информационных систем, информационных ресурсов, баз (банков) данных и (или) регистров (реестров) в здравоохранении, требования к ним, а также порядок их взаимодействия с централизованной информационной системой здравоохранения;

— оператора централизованной информационной системы здравоохранения;

— структуру и порядок формирования электронной медицинской карты пациента, личного электронного кабинета пациента;

— порядок формирования, ведения, эксплуатации централизованной информационной системы здравоохранения.

Оператор централизованной информационной системы здравоохранения отнесен к структуре государственной системы здравоохранения <*>.

Дополнены полномочия лечащего врача <*>: лечащий врач ставит перед руководителем организации здравоохранения вопрос о необходимости проведения врачебных консультаций (консилиумов), в том числе с применением телемедицинских технологий. Соответственно, изменена ч. 3 ст. 17 Закона о здравоохранении: порядок проведения врачебных консультаций (консилиумов), в том числе с применением телемедицинских технологий, определяется Минздравом.

Наиболее существенные новеллы по вопросам электронного здравоохранения включены в новую гл. 7-1 «Информационное обеспечение в области здравоохранения». В нее вошли нормы по информационному обеспечению в области здравоохранения <*>, подробно описана централизованная информационная система здравоохранения <*>, а также регламентировано оказание медицинской помощи, медицинское наблюдение и проведение медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий <*>.

Предусмотрено, что в рамках информационного обеспечения в области здравоохранения осуществляются <*>:

— создание, развитие, сопровождение и эксплуатация централизованной информационной системы здравоохранения;

— оказание медицинской помощи, медицинское наблюдение и проведение медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий.

Анализ вышеприведенной нормы показывает, что в ее основу положены стратегические направления Концепции развития электронного здравоохранения Республики Беларусь на период до 2022 года.

Правила взаимодействия централизованной информационной системы здравоохранения с иными информационными системами и информационными ресурсами должны разрабатываться и утверждаться Минздравом по согласованию с Минсвязи <*>.

В новой редакции Закона о здравоохранении дано понятие централизованной информационной системы здравоохранения и достаточно подробно регламентированы основные аспекты ее функционирования <*>. Следует отметить, что Минздрав рассматривает создание централизованной информационной системы здравоохранения как одну из составляющих IТ-трансформации всей отрасли.

Централизованная информационная система здравоохранения представляет собой единую централизованную информационную систему, обеспечивающую централизованное хранение и обработку медицинской информации в здравоохранении, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) о пациентах, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к указанной информации <*>.

Законодатель определил, что централизованная информационная система является государственной информационной системой, а сведения, содержащиеся в централизованной информационной системе, являются государственным информационным ресурсом.

Установлены функциональные возможности централизованной информационной системы здравоохранения, к которым отнесены:

— сбор, получение, передача, обработка, накопление, хранение, поиск, предоставление медицинской информации, а также защита информации в области здравоохранения;

— формирование электронной медицинской карты пациента и других электронных медицинских документов, единого электронного архива медицинской информации о пациентах, иных информационных ресурсов, государственной статистики здравоохранения;

— обезличивание в порядке, определенном Минздравом, сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь;

— обеспечение доступа граждан к электронным сервисам в сфере здравоохранения;

— удаленное предоставление информации государственным органам и организациям в предусмотренных законодательными актами случаях <*>.

Так как централизованная информационная система здравоохранения является основой для полноценного оказания электронных услуг, выполнения государственных и административных процедур, то законодатель определил широкий перечень сведений, которые она включает <*>:

— сведения, содержащиеся в электронной медицинской карте пациента и других электронных медицинских документах;

— сведения, содержащиеся в едином электронном архиве медицинской информации о пациентах;

— сведения об организациях здравоохранения;

— сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь;

— сведения о медицинских документах и сведения об организации здравоохранения, в которой медицинские документы созданы и хранятся;

— сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;

— сведения об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

— классификаторы, справочники и информацию в области здравоохранения.

Доступ к услугам в сфере здравоохранения обеспечивается посредством использования личного электронного кабинета гражданина, который представляет собой электронный сервис, с помощью которого пациент может получить информацию, содержащуюся в его электронной медицинской карте (о своем состоянии здоровья, результатах диагностики, иную информацию), а также о медицинских услугах, оказываемых организацией здравоохранения.

Законом о здравоохранении в новой редакции установлен перечень поставщиков информации в единую централизованную информационную систему здравоохранения, к которым отнесены <*>:

— Минздрав;

— иные государственные органы в соответствии с полномочиями, установленными законодательством;

— органы местного управления и самоуправления;

— организации здравоохранения;

— другие организации, в том числе организации, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую, фармацевтическую деятельность.

Установлено, что владельцем централизованной информационной системы здравоохранения является Минздрав <*>.

Закон о здравоохранении в новой редакции закрепляет централизованную модель организации информационных систем в здравоохранении («скандинавская» модель), которая предполагает централизованное хранение электронных записей о здоровье всех граждан. При этом получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение содержащейся в централизованной информационной системе здравоохранения информации осуществляется медицинскими работниками без согласия пациентов <*>. Вместе с тем предусмотрено право пациента на отказ от внесения в централизованную информационную систему здравоохранения информации, составляющей врачебную тайну.

Особого механизма для защиты конфиденциальности информации электронное здравоохранение не предусматривает. Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, из централизованной информационной системы здравоохранения осуществляется в соответствии со ст. 46 Закона о здравоохранении в новой редакции, а защита сведений, содержащихся в централизованной информационной системе здравоохранения, осуществляется в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации <*>.

Впервые на законодательном уровне дано понятие телемедицинских технологий, которые представляют собой информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами или лицами, указанными в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении в новой редакции <*>. Установлены ситуации, когда применяются телемедицинские технологии: при необходимости проведения врачебных консультаций (консилиумов), вынесения дополнительного медицинского заключения оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, прогноза и тактики оказания медицинской помощи, осуществления лечащим врачом дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации), проведения медицинских экспертиз. Также при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) <*>.

Законом о здравоохранении в новой редакции закреплена необходимость использования электронной цифровой подписи медицинского работника для документирования информации об оказании медицинской помощи, медицинском наблюдении, проведении медицинских экспертиз с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинские документы <*>.

Применение телемедицинских технологий должно исключать возможность разглашения врачебной тайны, а особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий определяются Минздравом.

Из других новелл, касающихся электронного здравоохранения, следует отметить еще две группы норм. Во-первых, в связи с введением централизованной информационной системы здравоохранения дополнены права пациента <*>. Установлено, что пациент имеет право на отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения, за исключением информации, представляемой организациями здравоохранения в правоохранительные органы в соответствии с абз. 2 ч. 11 ст. 46 Закона о здравоохранении в новой редакции.

Во-вторых, законодатель установил, что согласие, отзыв согласия на внесение и обработку персональных данных пациента, информации, составляющей врачебную тайну, отказ от их внесения и обработки оформляются на бумажных носителях или иным способом, не запрещенным законодательством, по формам и в порядке, определяемым Минздравом <*>.

Таким образом, анализ новелл в области электронного здравоохранения свидетельствует, что законодатель сосредоточил внимание на самых важных вопросах, таких как: конфиденциальность, защита и качество данных, перечень поставщиков данных, доступ к данным, право собственности и распространение данных. Предлагаемые новеллы, касающиеся электронного здравоохранения, позволят реализовать его преимущества и обеспечить достаточную приемлемость со стороны всех пользователей.