Денис Владыко

Начальник отдела методологии и правового регулирования Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

Каковы в настоящее время функции Госстройнадзора? Проводят ли органы Госстройнадзора проверки и вправе ли составить протокол при выявлении нарушений?

На органы государственного строительного надзора возложен надзор за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от назначения, формы собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор <*>.

В соответствии с Положением об органах Госстройнадзора, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 N 1860 (далее — Положение N 1860), главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в том числе ТНПА, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Органы государственного строительного надзора являются составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

В настоящее время органы государственного строительного надзора в соответствии с возложенной на них главной задачей <*>:

— проверяют на объектах строительства наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

— регистрируют объекты строительства и ведут их учет;

— осуществляют контроль за соблюдением требований ТНПА при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

— выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности;

— участвуют в работе комиссий по расследованию причин строительных аварий, а также разрушений зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;

— направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия:

1) квалификационных аттестатов, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;

2) аттестатов соответствия, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;

— участвуют в разработке ТНПА и методических документов в области строительства;

— дают заключения по проектам технических регламентов и иных ТНПА;

— рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;

— при решении входящих в их компетенцию вопросов взаимодействуют при необходимости с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями.

Формы проведения государственного строительного надзора сильно изменились с 01.01.2018, когда вступил в силу Указ от 16.10.2017 N 376 “О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности”, которым внесены изменения в Указ от 16.10.2009 N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” (далее — Указ N 510).

С указанного времени такая форма контрольной (надзорной) деятельности, как проверки, стала недоступной для органов государственного строительного надзора (за исключением случаев, на которые не распространяется Указ N 510).

В настоящее время государственный строительный надзор осуществляется в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (осмотров объектов строительства на предмет соответствия требованиям эксплуатационной надежности и безопасности и соблюдения установленного порядка строительства) и мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа N 510 (прежде всего мониторинга).

Так как и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, и мониторинги имеют предупредительно-профилактическую направленность, в случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.

При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений <*>:

— учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;

— направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

— применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Кому Госстройнадзор выдает предписание об устранении нарушений? Может ли Госстройнадзор выдать предписание заказчику и в каких случаях?

Предписание об устранении нарушений органами Госстройнадзора выдается участникам строительства, допустившим нарушения.

В первую очередь это генподрядчики и субподрядчики, но также могут быть и заказчики, застройщики, инженерные организации, организации, осуществляющие технический и авторский надзор.

Как правило, заказчикам выдаются предписания за ненадлежащее исполнение функций технического надзора.

При проведении мониторингов на строящихся объектах характерными нарушениями технического надзора являлись:

— проверка не должным образом качества строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования и выявление дефектов и нарушений ТНПА;

— незнание и необеспечение соответствия работ проектной и нормативно-технической документации, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования строительно-монтажных работ;

— несвоевременное обеспечение и непоследовательное освидетельствование скрытых работ;

— отсутствие контроля за устранением замечаний, внесенных в журнал производства работ и указанных органами Госстройнадзора в рекомендациях;

— слабый контроль наличия на объекте полных комплектов откорректированной проектной документации, а также привязанных к данному объекту технологических карт, альбомов типовых узлов и другой технологической документации;

— отсутствие и неправильность оформления документов, подтверждающих качество работ, материалов, изделий и конструкций (паспортов, сертификатов, результатов испытаний).

Могут ли органы Госстройнадзора приостановить строительство? В каких случаях?

Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, приостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства в случае <*>:

— выявления дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;

— осуществления самовольного строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации.

Например, Департамент совместно с инспекцией Госстройнадзора по Брестской области рассматривал обращение индивидуального предпринимателя по вопросам строительства объекта “Реконструкция гвоздильного цеха под магазин розничной торговли строительными материалами с административными помещениями по ул. Хлебная, 5 в г. Барановичи”.

Обращение рассматривалось комиссионно с выездом на место, с участием всех заинтересованных. При рассмотрении обращения инспекцией было установлено нарушение заказчиками строительства (два индивидуальных предпринимателя) ТНПА в области строительной деятельности — строительство объекта осуществлялось без заключения договоров строительного подряда, авторского и технического надзоров.

По факту выявленного нарушения указанные индивидуальные предприниматели были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 21.3 КоАП.

При осуществлении контрольных мероприятий на указанном объекте инспекцией в адрес всех заказчиков строительства также были выданы требования (предписание) о приостановке (запрете) производства работ. Так как несмотря на вынесенные требования строительно-монтажные работы на объекте продолжались, заказчик был привлечен повторно к административной ответственности по ч. 2 ст. 21.3 КоАП.

Для дальнейшего реагирования и принятия мер, исходя из компетенции, инспекцией информация о допущенных нарушениях на объекте была направлена письмом в Барановичский горисполком и Барановичскую межрайонную прокуратуру Брестской области.

Могут ли органы Госстройнадзора лишить аттестации генподрядчика при наличии нарушений? Сколько нарушений для этого достаточно выявить?

Органы государственного строительного надзора направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия аттестатов соответствия в том случае, если их обладатели (в том числе генподрядчики) неоднократно (т.е. два раза и более) в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.

Какие нарушения чаще всего выявляет Госстройнадзор на объектах строительства? Какие в таком случае последствия ожидают подрядчика и застройщика (заказчика)