Татьяна Рахубо

консультант отдела трудовых отношений главного юридического управления Минтруда и соцзащиты

Минтруда и соцзащиты при поддержке ООО «ЮрСпектр» 14.09.2023 провело VI практическую конференцию «Социально-трудовые отношения: юридические и бухгалтерские аспекты». Проблемные вопросы запроса и выдачи характеристики с предыдущих мест работы осветила Рахубо Татьяна Валерьевна, консультант отдела трудовых отношений главного юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

1. Запрос характеристики

1.1. Цели и условия запроса характеристики

Характеристику запрашивают для двух целей:

1) прием на работу (п. 11 Декрета N 5);

2) согласование с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение 5 лет после такого увольнения (п. 9 Декрета N 5).

По общему правилу наниматели независимо от формы собственности вправе запрашивать характеристики при приеме на работу (ч. 1 п. 11 Декрета N 5). Аналогичная норма предусмотрена ч. 3 ст. 26 ТК.

Обратите внимание!
 01.01.2024 вступит в силу новая редакция ТК, в которой норма ч. 3 ст. 26 ТК приведена в соответствие с нормой п. 11 Декрета N 5.

Наниматели, являющиеся госорганизациями (госорганы, иные госорганизации, а также организации, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности), при приеме работников обязаны запрашивать (ч. 2 п. 11 Декрета N 5):

— характеристику с предыдущего места работы кандидата;

— характеристику из госорганизации, которая являлась местом работы кандидата в течение предшествующих 5 лет. В случае если в течение этого срока кандидат работал в нескольких госорганизациях, характеристику запрашивают в последней.

Пример
Гражданин в 2023 г. устраивается на работу в госорганизацию. С 2017 г. до 2019 г. он работал в госорганизации «А», затем с 2019 г. по 2021 г. — в госорганизации «Б», с 2021 г. по 2023 г. — в частной организации «В». Новый наниматель должен запросить две характеристики — в госорганизации «Б» и в частной организации «В».

При приеме на работу кандидата на руководящую должность в госорганизацию наниматель обязан также запросить о нем сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно (абз. 4 ч. 2 п. 11 Декрета N 5). Согласие субъекта персональных данных не требуется (абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона о защите персональных данных). Порядок получения указанных сведений предусмотрен постановлением Совмина N 909, форма запроса установлена в приложении 18.

Обратите внимание!
Руководящая должность определяется по должностным обязанностям. Это не только руководитель организации или его заместитель, но и иной работник (специалист), который осуществляет организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (подстрочное примечание <*> к ч. 1 п. 9 Декрета N 5).

1.2. Случаи, когда не нужно запрашивать характеристику

Наниматель не обязан (не вправе) запрашивать характеристику в том числе в следующих случаях:

1) предыдущее место работы находится в иностранном государстве. Не нужно направлять запрос о выдаче характеристики бывшему нанимателю, который находится не в Беларуси;

2) у работника ранее не было трудовых отношений. Например, ранее только учился или работал на основании гражданско-правового договора. Нет оснований запрашивать характеристику в учреждении образования. Оно не обязано выдавать характеристику на студента (выпускника);

3) при трудоустройстве к прежнему нанимателю, если после увольнения от него работник не трудился у другого нанимателя;

4) при внутреннем совместительстве.

Обратите внимание!
При приеме на работу на условиях внешнего совместительства в госорганизацию характеристику необходимо запрашивать у нанимателя по основному месту работы. В случае если основное место работы — негосударственная организация, то также нужно запросить характеристику из госорганизации, которая являлась местом работы этого работника в течение предшествующих 5 лет. Исключение составляют государственные гражданские служащие, которых принимают в госорганизацию на условиях внешнего совместительства. В отношении их характеристики не запрашивают, поскольку при их поступлении на гражданскую службу проводят проверку (п. 2 ст. 29 Закона о государственной службе).

1.3. Порядок запроса и получения характеристики

Запрос на выдачу характеристики рекомендуется направлять через систему межведомственного документооборота (СМДО) или заказным письмом с уведомлением о вручении. Это позволяет отследить, когда получен запрос. Также целесообразно связаться, например, по телефону с организацией, в которую направлен запрос.

Запрос можно направить обычным не заказным письмом. Это не нарушение, но в этом случае нельзя отследить, когда запрос был получен.

Срок выдачи характеристики — 7 календарных дней. Он начинает исчисляться со следующего дня после поступления соответствующего запроса (ч. 1 п. 11 Декрета N 5). С учетом времени на отправление запроса и характеристики по почте следует закладывать срок две недели на получение характеристики.

Обратите внимание!
Пятидневный срок, установленный в ч. 3 ст. 26 ТК, не применяется. Применяется срок, предусмотренный Декретом N 5.

В случае если новый наниматель не получил ответ на запрос характеристики по истечении двух недель (14 дней), он вправе принять работника на работу без получения ответа на запрос характеристики.

Принять работника без запроса характеристики либо до истечения срока для ее предоставления — это нарушение.

Если прислали характеристику по СМДО, но в бумажном варианте не прислали, можно принять работника, поскольку характеристика уже получена в виде электронного документа, удостоверенного ЭЦП. Это аналог оригинала на бумаге.

2. Выдача характеристики в неоднозначных ситуациях