Недавно в г. Минске состоялась XIV Международная научно-практическая конференция «Перспективы евразийской экономической интеграции в условиях новых вызовов и угроз: таможенное измерение». По ее итогам первый заместитель Председателя ГТК Александр Анатольевич Валиев ответил на вопросы ilex.by. 

— Александр Анатольевич, как строится работа ГТК с Евразийской экономической комиссией? Какие основные проекты сейчас реализуются? Какие проблемные вопросы еще не сняты?

Одним из крупных проектов, реализуемых на площадке ЕЭК, в котором ГТК принимает активное участие, является регламентация таможенных правоотношений в рамках электронной торговли.

Работа над проектом Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в области внешней электронной торговли товарами находится на завершающей стадии. На заседании Совета ЕЭК 23 июня 2023 года проект Протокола одобрен сторонами и направлен для проведения внутригосударственных процедур, связанных с его подписанием.

На финальном этапе находится разработка первоочередных проектов актов ЕЭК, необходимых для обеспечения функционирования механизма отслеживания перевозок с применением навигационных пломб.

— Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок вступило в силу 3 апреля 2023 года. Недавно Совет ЕЭК установил единые требования к «умным» пломбам. Почему предусмотрен трехлетний переходный период? Что показали пилотные проекты? Какой эффект ожидается? Насколько чувствительная проблема, скажем так, сомнительных перевозок? 

Первым решением, принятым на уровне Совета ЕЭК для обеспечения практической реализации Соглашения, стало решение «О требованиях к навигационным пломбам, применяемым при перевозках товаров по территориям двух и более государств – членов Евразийского экономического союза».

Предусмотрен переходный период 3 года, в течение которого допускается применение навигационных пломб, произведенных на территории третьих стран. Данное положение включено для обеспечения возможности разработки и производства необходимого количества навигационных пломб, в полной мере соответствующих требованиям ЕАЭС.

В Республике Беларусь применение навигационных пломб является отлаженным процессом – контроль за перевозками с применением навигационных пломб осуществляется с июня 2020 г. К текущему моменту было применено свыше 1,1 млн. навигационных пломб при перемещении товаров по территории Республики Беларусь.

В рамках Соглашения навигационные пломбы, с одной стороны, обеспечат законность оборота товаров на территории ЕАЭС, а с другой, – минимизируют проведение контрольных мероприятий в пути следования.

Для бизнеса применение навигационных пломб позволит ускорить доставку товаров получателям за счет «бесшовности» перевозок, а также сократить накладные расходы субъектов хозяйствования в рамках осуществления таких перевозок. 

— В структуре Таможенного комитета Союзного государства недавно создан Межгосударственный центр для координации работы по управлению рисками. Какие были предпосылки для его создания, и какие итоги работы уже можно подвести? Например, Владимир Ивин говорил, что обеление потоков торговли приведет к увеличению налоговых поступлений в оба бюджета – и в российский, и в белорусский. 

Межгосударственный центр является постоянно действующим подразделением Таможенного комитета Союзного государства. Он создан в целях обеспечения правовых и организационных условий для формирования единого таможенного пространства, защиты экономических интересов Союзного государства, а также минимизации рисков нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров, актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации о таможенном регулировании.

В рамках обеспечения условий для функционирования единого таможенного пространства и защиты экономических интересов Союзного государства на данном этапе с участием Межгосударственного центра во взаимодействии с ГТК Республики Беларусь и ФТС России проводятся скоординированные мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов нарушения законодательства при перемещении товаров через белорусско-российский участок границы и по таможенной территории ЕАЭС. Проведение таких мероприятий уже дает ощутимые результаты.

Стоит отдельно отметить активную работу Межгосударственного центра в рамках системы управления рисками по проведению анализа товарных потоков в Республике Беларусь и Российской Федерации в целях выявления негативных тенденций для национальных экономик наших стран и Союзного государства, а также минимизации нарушений таможенного законодательства. 

— Какие меры принимаются в рамках Союзного государства для сближения в сфере налогообложения и каким образом они содействуют решению имеющихся проблем? 

Республика Беларусь, как и Российская Федерация, входит в ЕАЭС, в рамках которого действуют единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами и осуществляется единое таможенное регулирование. При этом вопросы косвенного налогообложения отнесены к исключительной юрисдикции государств-членов ЕАЭС, что в ряде случаев может способствовать перетокам товаров, неравной конкуренции, а также создавать условия для ухода от уплаты налогов.

Для решения подобных вопросов на уровне Союзного государства в октябре 2022 года подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Договором определяются подходы к установлению объектов обложения налогом на добавленную стоимость и акцизами, минимальные ставки таких налогов, а также льготы по ним. Стороны обязуются обеспечить соответствие национального налогового законодательства положениям указанного Договора.

За шесть месяцев текущего года в бюджет Беларуси поступило 6,5 млрд. рублей таможенных платежей – это на 61% больше, чем в прошлом году. Более того, превышается график взимания платежей 2021 года. За счет чего такой рост? Например, согласно данным Белстата, транспортный сектор до сих пор не восстановился. 

Поступление платежей в бюджет не зависит от какого-то отдельного фактора или обстоятельства, это сложный, комплексный механизм. Безусловно, среди ключевых факторов, оказывающих негативное влияние на объемы товаропотоков, и, следовательно, на поступление платежей в бюджет, остаются действие секторальных санкций и переориентация логистических цепочек.

Однако нельзя не учитывать и все те меры, которые принимаются в Республике Беларусь для нивелирования негативного влияния этих факторов. Именно оперативность в принятии таких мер и их эффективность позволяют сохранять и даже увеличивать объемы как импорта, так и экспорта.

Росту поступлений ввозных таможенных пошлин и НДС способствует и то, что в 2023 году нет необходимости так же активно, как в 2022 году принимать меры по повышению устойчивости экономики и обеспечению макроэкономической стабильности в виде «обнуления» ставок ввозных таможенных пошлин, и установлению тарифных льгот в отношении товаров критического импорта.

— В сентябре 2022 года вы говорили, что ежедневно осуществляется около 1300 перецепок/перегрузок. Изменилась ли с тех пор ситуация? Какие сейчас показатели? Какие тенденции в этом процессе? 

Ситуация по количеству ежедневно осуществляемых перецепок/перегрузок существенно не изменилась. Так, в среднем, ежедневно осуществляется около 1 000 перецепок/перегрузок в отношении въезжающих грузовых транспортных средств, около 400 перецепок/перегрузок – в отношении выезжающих транспортных средств.

При этом в отношении въезжающих транспортных средств наблюдается тенденция увеличения перегрузок, что связано с установлением с 3 июля 2023 года запрета на перемещение по территории Республики Беларусь прицепов (полуприцепов), зарегистрированных в Республике Польша. Так, на польском направлении доля перегрузок возросла с 55% до 79%.

Резерв возможностей по осуществлению перегрузок на польском направлении сформирован: перечень специально установленных мест при следовании из автодорожного пункта пропуска «Козловичи» расширен.

—  В Беларуси легализовали параллельный импорт. Но перечни товаров еще только готовятся. С другой стороны, белорусские потребители на маркетплейсах сталкиваются с параллельным импортом, который идет из России. В России звучат жалобы, что за последний год резко выросла доля контрафактной продукции. Белорусская таможня это ощущает? 

В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года товары ЕАЭС свободно перемещаются между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля. Соответственно, таможенные органы не осуществляют контроль за перемещением таких товаров в пределах государств Евразийского экономического союза.

Поэтому в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь в рамках взаимной торговли из иных государств – членов ЕАЭС, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности белорусской таможенной службой не осуществляются. В данной связи мы не можем говорить о том, что ситуация с поставками контрафактной продукции из России изменилась.

— ГТК проводит мониторинг цен на импортные товары. Что с чем сравниваете? Какая доля, скажем так, злоупотреблений выявляется, и что это за продукция чаще всего? 

Ценовой мониторинг организуется ГТК в рамках положений постановления Совета Министров от 19 октября 2022 года № 713 «О системе регулирования цен».

Основа его реализации – в использовании математического инструментария, с помощью которого определяются так называемые верхние индикативные пределы. Именно они и используются для сопоставления со стоимостными показателями, заявляемыми в рамках конкретной поставки отдельного товара.

Что такое верхние индикативные пределы? Де-факто они представляют собой верхние границы доверительных стоимостных интервалов. Они рассчитываются на основании данных о ввозе товаров различными субъектами хозяйствования, а выход за них расценивается как вероятность завышения ценовых значений. Это, в свою очередь, является основанием для более тщательного анализа таких поставок.

Относительно количества выявляемых несоответствий можно отметить, что за первое полугодие 2023 года выявлено более 700 000 отдельных товаров, ценовые значения которых превысили верхние индикативные пределы. При этом следует понимать, что не каждый случай превышения является нарушением. Увеличение стоимости может быть обусловлено изменением логистики, условий поставки, специфики ввозимого товара и даже техническими причинами. Для минимизации количества таких ситуаций ГТК разработан классификатор дополнительной таможенной информации, который позволяет детализировать особенности перемещаемого товара, и дифференцировать дешевые и дорогие товары с помощью дополнительного 4-значного кода.

ГТК осуществляет передачу результатов мониторинга в МАРТ для принятия, в случае необходимости, мер реагирования.

Таким образом, основная задача ГТК при проведении ценового мониторинга – указать на «реперные точки», установить негативную ценовую тенденцию в момент ее зарождения.

— В этом году много сообщений о том, что через Беларусь идет поток транзитных иномарок в страны ЕАЭС. Белорусские таможенники выявили 48 фактов недостоверного декларирования таких легковых автомобилей. Видите ли в этом проблему и, может быть, какие-то законодательные инициативы рассматриваете в связи с этим? 

Действительно, в первом полугодии 2023 года более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличилось количество транспортных средств, следующих в качестве товара из стран Европейского союза в государства — члены ЕАЭС транзитом через территорию Республики Беларусь.

С увеличением потока автомобилей увеличилось и количество фактов недостоверного декларирования при их перемещении.

Факты недостоверного декларирования выявлены по результатам проведения контроля предъявляемых при таможенном декларировании товаросопроводительных документов.

Нормативно закрепленные формы контроля и принимаемые меры по компетенции таможенных органов являются исчерпывающими и достаточными, позволяющими выявлять и пресекать факты недостоверного декларирования товаров при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, в том числе, при перемещении транспортных средств транзитом в другие государства -члены ЕАЭС.

Таким образом, учитывая эффективность предпринимаемых таможенными органами мер, ситуация нормализуется и в настоящее время какие‑либо законодательные инициативы по данному вопросу не рассматриваются.

Александр Анатольевич, спасибо за ответы на наши вопросы!