Светлана Еськова
На практической конференции «Новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь — шаг по пути дальнейшего совершенствования системы налогообложения» выступила Светлана Владимировна Еськова с рассказом о новых подходах, применяемых с 2019 года к проведению камеральных проверок, а также об ошибках плательщиков, выявляемых при камеральном контроле.
Новации 2019 года в камеральном контроле
С 2019 года в НК установлены новые подходы к проведению камеральной проверки. Основная их суть — поэтапное проведение проверки. Теперь проверки будут состоять из 2-х этапов:
1) предварительный этап. В его ходе осуществляется автоматическая предварительная проверка налоговых деклараций с использованием программных и технических средств и с направлением плательщику информационного сообщения, содержащего перечень ошибок в направленной в налоговый орган декларации, и предлагается в 5-дневный срок внести исправления или дать пояснения <*>;
2) последующий этап. В его ходе сведения из представленных налоговых деклараций сопоставляются с информацией, имеющейся в налоговом органе. При установлении отклонений плательщику направляется уведомление с предложением в 10-дневный срок добровольно исполнить налоговые обязательства, внести исправления или дать пояснения <*>.
С 2019 года при проведении камеральной проверки НК установлена возможность истребования документов <*>, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговых льгот, правомерности применения налоговых вычетов, обоснованности учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов и (или) документов, на основании которых уменьшены подлежащие уплате в бюджет суммы налогов, сборов (пошлин) в отношении иных элементов налогообложения <*>.
Такое требование будет относиться к конкретным хозяйственным операциям, подпадающим под высокий риск совершения правонарушений, связанных с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС либо необоснованным возвратом (зачетом) НДС из бюджета. При этом истребование документов может быть использовано только случае, если:
1) у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;
2) плательщик после получения уведомления не отреагировал на него либо представленные им пояснения после рассмотрения налоговым органом не приняты.
Среди новаций 2019 года — установление срока, в течение которого налоговым органом должен быть составлен акт камеральной проверки. Он составляет три месяца со дня, следующего за днем истечения 10 рабочих дней, предоставленных в уведомлении <*>. Причем акт камеральной проверки будет составляться только в случаях, если <*>:
— по результатам рассмотрения представленных плательщиком на уведомление дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, в том числе по требованию налогового органа, либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения;
— не подтверждаются право на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов или право на уменьшение подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов в отношении иных элементов налогообложения;
— на основании уведомления плательщиком не внесены соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) либо налоговая декларация (расчет) не представлена.
Нарушения, выявляемые при камеральном контроле
Рассмотрим, какие ошибки допускают плательщики и выявляют налоговые органы при проведении камерального контроля декларации по НДС в сопоставлении со сведениями из АИС «Учет счетов-фактур».
1) Ошибки, связанные с необоснованным уменьшением налоговой базы в декларации по НДС. Примеры таких ошибок:
— поставщик инициирует аннулирование исходного ЭСЧФ, который подписан получателем ЭЦП. Если получатель не подписывает аннулирование, ЭСЧФ получает статус «Выставлен. Аннулирован поставщиком» <*>. Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания аннулирования получателем;
— поставщик выставляет к исходному ЭСЧФ, который был подписан получателем ЭЦП, дополнительный ЭСЧФ с отрицательным значением суммы НДС либо исправленный ЭСЧФ. Если получатель не подписал этот ЭСЧФ, ЭСЧФ будет в статусе «На согласовании» <*>. Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания ЭСЧФ получателем.
2) Ошибки при выставлении ЭСЧФ, влекущие увеличение налоговой базы по НДС. Вот примеры:
— поставщик неверно указывает свой статус при посреднических сделках — вместо статуса «Посредник», либо «Комиссионер» указывает статус «Продавец» <*>. Получатель подписывает такой ЭСЧФ. У поставщика это приводит к необходимости увеличения налоговой базы в декларации по НДС и уплате НДС;
— покупатель при создании ЭСЧФ при ввозе товаров указывает статус получателя «Покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации» вместо «Покупатель» <*>. Как следствие, в отчетном периоде, на который приходится дата совершения операции из ЭСЧФ, у него возникает обязанность по уплате НДС по строке 13 раздела I декларации по НДС, вместо применения вычета.
3) Ошибки при выборе ставки НДС и указании дополнительных данных в ЭСЧФ. Такие ошибки возникают, если поставщик неправильно указывает ставку налога в графе 9 либо дополнительные данные в графе 12 в товарных позициях раздела 6 ЭСЧФ. Это приводит к неправильному контролю налоговой базы по строкам декларации по НДС.
Примеры ошибок при указании дополнительных данных в ЭСЧФ <*>:
— при ставке НДС «0%» указывается признак «Вычет в полном объеме»;
— при ставке НДС «0%» проставляется признак «Реализация за пределами РБ»;
— при ставке НДС «10%» указывается признак «Вычет в полном объеме».
ВЕРНО: при указании ставок НДС 0% и 10% в графе 12 раздела 6 ЭСЧФ дополнительный признак не проставляется.
Примеры ошибочного указания ставок НДС в ЭСЧФ <*>:
— вместо ставки «20%» указывается ставка «16,67%», вместо «10%» — «9,09%»;
— вместо ставки «Без НДС» плательщики проставляют «0%» и наоборот (вместо «0%» — «Без НДС»).
Несколько рекомендаций по недопущению ошибок в работе с ЭСЧФ:
1. Внимательно относится к выбору даты аннулирования при выставлении исправленного ЭСЧФ либо при простом аннулировании <*>;
2. Не забывать осуществлять управление вычетами при создании ЭСЧФ по сделкам по покупке товаров, работ (услуг) у иностранных организаций на территории Беларуси <*>;
3. Не забывать осуществлять управление вычетами при несвоевременном подписании входящего ЭСЧФ <*>.