Указ N 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» действует до 01.07.2021. Далее необходимо руководствоваться Законом о госзакупках. В таком случае МАРТ принял разъяснение от 24.06.2021 N 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства», в котором по согласованию с Минстройархитектуры разъяснил:

— о товарах (работах, услугах) для строительства. В частности, что потребность в товарах (работах, услугах) при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе определяется на основании проектной документации, а для выполнения строительно-монтажных работ по текущему ремонту требуется дефектный акт и смета.

— о выборе применимого законодательства при осуществлении закупок для строительства. С 01.07.2021 проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом N 419-З. При этом если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 01.07.2021, то действие законодательства о госзакупках на такие закупки не распространяется. В этом случае их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.07.2021. Разъяснено, когда можно считать, что процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой.

Отмечено, что денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, становятся его собственными и, следовательно, руководствоваться законодательством о госзакупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику не требуется.

Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве за счет иных источников финансирования в случае невнесения изменений в законодательство регулироваться не будут. Порядок осуществления таких закупок организация определяет с учетом требований Декрета N 7;

о формировании годового плана госзакупок. Он оформляется по общим правилам с учетом ряда особенностей. В частности, в годовой план госзакупок на 2021 год необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры госзакупки согласно Закону N 419-З с 01.07.2021.

При формировании годового плана госзакупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. При этом в зависимости от потребностей заказчика в годовом плане могут быть перечислены все виды строительных работ по объекту строительства либо указано их общее название.

Разъяснено, как отразить в годовом плане потребность в работах, услугах, которые приобретаются с иждивением подрядчика (исполнителя), а также без такого иждивения, когда заказчик самостоятельно приобретает товары и предоставляет их подрядчику;

о формировании предмета госзакупки. Предмет госзакупки следует формировать с учетом требований Закона N 419-З. Допускается при описании предмета госзакупки предъявлять к предмету госзакупки требования ТНПА, только если они обязательны для соблюдения.

Описание предмета госзакупки должно позволять участнику сформировать предложение, в том числе его цену. Соответственно, в документы, предоставляемые для подготовки предложения и размещаемые на ЭТП, необходимо включать всю информацию, касающуюся объекта строительства (проектная, предпроектная (предынвестиционная) документация, дефектный акт и смета). Возможности передачи части документов отдельным участникам по их заявкам законодательство о госзакупках не предусматривает;

— о выборе вида процедуры госзакупки. Выбор вида процедуры госзакупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.

В случае если заказчик примет решение в одной процедуре госзакупки приобрести товары (работы, услуги), необходимые для строительства нескольких объектов, то вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров (работ, услуг), указанной в годовом плане госзакупок.

Отмечено, что для выбора вида процедуры госзакупки для строительства объектов в 2021 году не учитываются товары (работы, услуги), процедуры закупок которых начаты или договоры на поставку заключены до 01.07.2021;

— об определении ориентировочной стоимости. В случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки осуществляется проектно-сметным способом. При этом обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет;

— о требованиях к участникам. При установлении требований к участникам следует руководствоваться требованиями законодательства, в том числе отраслевого. При этом к участникам не допускается предъявлять требования, не предусмотренные законодательством. В разъяснении приведены примеры требований, установленных законодательством в сфере строительства;

об изменении условий договора госзакупки. При изменении условий договора госзакупки следует учитывать требования, предусмотренные законодательством о госзакупках. Отмечено, что включение в заключенный договор госзакупки товаров (работ, услуг), не предусмотренных таким договором (дополнительных (скрытых) работ), недопустимо. Для приобретения таких товаров (работ, услуг) или при изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) свыше 10% необходимо проводить новую процедуру госзакупки.

Уменьшение цены договора госзакупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик, возможно без каких-либо специальных оснований. Увеличение же цены договора госзакупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) согласно подп. 1.8 п. 1 постановления N 395 возможно только в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).

При применении законодательства о госзакупках подрядные торги не проводятся, в таком случае для изменения договора госзакупки не допускается применение п. 72 Правил N 1450 до внесения соответствующих изменений;

о закупках аварийно-восстановительного ремонта. Для приобретения аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) необходимо проведение процедуры госзакупки. В таком случае возможно проведение процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 5 приложения к Закону N 419-З. Отмечено, что проведение процедуры закупки из одного источника на основании п. 5 приложения к Закону N 419-З возможно без предварительного включения потребности в годовой план госзакупок. В последующем до размещения справки о процедуре закупки из одного источника на ЭТП необходимо будет внести соответствующую позицию в годовой план госзакупок и разместить изменения на ЭТП.

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Государственные закупки при закупках в строительстве»