Татьяна Рыбак

Начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета,
отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь


Министерством по налогам и сборам при организационной поддержке ООО «ЮрСпектр» проведена практическая конференция «Новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь – шаг по пути дальнейшего совершенствования системы налогообложения». В ней приняла участие Татьяна Николаевна Рыбак и осветила как уже принятые нормативные правовые акты, так и планируемые новации в законодательстве о бухучете.

Какие изменения вступили в силу в этом году?

Постановление N 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций»

В данном постановлении определена дата совершения хозоперации, т.е. та дата, на которую хозоперация отражается в бухучете. Нормы этого постановления основаны на принципе начисления, который установлен Законом о бухучете <*>. В постановлении N 55 также даны определения работ и услуг.

Итак, если говорить об услугах, результаты которых заказчик может использовать по мере их оказания, то дата совершения хозоперации по ним определяется в зависимости от срока действия договора (до одного месяца или свыше одного месяца) <*>.

Когда срок действия договора свыше одного месяца, стоимость услуги отражается на конец каждого отчетного периода и на последнюю дату ее оказания <*>.

Например, исполнитель оказывает заказчику консалтинговые услуги по договору, заключенному на срок с 10.01.2019 по 10.03.2019. Заказчик использует результаты этой услуги по мере ее оказания в течение срока действия договора. В данном случае, поскольку срок действия договора превышает один месяц, датами совершения хозопераций будут 31.01.2019, 28.02.2019 и 10.03.2019.

Срок действия договора может не превышать одного месяца. В такой ситуации, если этот срок приходится на два месяца, в датах отражения в бухучете стоимости такой услуги есть следующие варианты <*>: на конец отчетного периода и день завершения оказания услуги либо день завершения оказания услуги.

Например, исполнитель оказывает заказчику рекламную услугу согласно договору, заключенному на срок с 29.01.2019 по 10.02.2019. Так как заказчик результаты этой услуги использует по мере ее оказания в течение срока действия договора и этот срок не превышает один месяц, то датами совершения хозопераций будут (на выбор) 31.01.2019 и 10.02.2019 или 10.02.2019.

По работам и услугам, результаты которых не могут использоваться заказчиком до завершения их оказания, следует отметить, что в договоре может быть предусмотрено указание в ПУД следующих дат:

— день завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги);

— день завершения приемки работы (этапа работы), услуги (этапа услуги).

В таком случае датой совершения хозоперации будет дата, указанная в ПУД <*>.

Если такое положение отсутствует в договоре, то датой совершения хозоперации будет дата составления ПУД <*>.

По договорам аренды и лизинга отражение хозопераций в бухучете производится на последний календарный день каждого месяца и последний день временного владения и (или) пользования имуществом <*>.

Постановление N 55 не распространяется на банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Постановление N 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций»

Данный документ, в частности, устанавливает правила внесения исправлений в первичные учетные документы (ПУД) и регистры бухучета, которые составлены на бумажном носителе. Он практически повторяет порядок, установленный в постановлении N 196. Однако в новом порядке исключена необходимость указания основания исправления <*>.

Ошибочные стоимостные показатели в накладных можно исправлять при помощи корректировочного акта. В таком случае сама накладная не изменяется, а к первому и второму ее экземпляру прикладывается вышеуказанный акт. В накладной в свободном месте нужно сделать следующую отметку: «Исправления стоимостных показателей оформлены корректировочным актом (прилагается)» <*>.

Таким образом, исправлять ошибочные стоимостные показатели в накладных можно путем зачеркивания неправильных стоимостных показателей и указания правильных стоимостных показателей либо путем составления корректировочного акта.

Что касается ПУД и регистров бухучета, составленных в форме электронного документа, то исправления в них вносить нельзя.

Постановлением N 58 также установлен порядок заполнения стоимостных показателей в ПУД, которыми подтверждается выполнение работ (оказание услуг), а также временное владение и (или) пользование имуществом.

Так, стоимостные показатели в ПУД указываются в иностранной валюте, только если в договоре как цена, так и расчеты предусмотрены в иностранной валюте. Во всех остальных ситуациях ПУД должен быть составлен в белорусских рублях. При этом если в договоре есть привязка к эквиваленту, то сумма в иностранной валюте указывается справочно <*>.

Постановлением N 58 расширен перечень случаев, когда ПУД может составляться единолично. Докладчик обратила особое внимание на один из них – поступление товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь.

Так, товары, поступающие из Российской Федерации, могут приходоваться на основании товарных накладных формы ТОРГ-12 или универсальных передаточных документов, т.е. без оформления единоличного ПУД, так как эти документы содержат все необходимые сведения <*>.

Когда товарно-материальные ценности доставляются из дальнего зарубежья, то пакет документов, поступающих с товаром, как правило, не содержит документ, соответствующий всем требованиям, предъявляемым к ПУД. Это значит, что оформление единоличного ПУД в данной ситуации обязательно. При этом ПУД должен составляться на основании документов (сведений), содержащих информацию о совершенной хозоперации, и (или) договора <*>.

Одновременно из Инструкции по заполнению накладных исключена норма о том, что товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются к учету на основании документов, выписанных грузоотправителем <*>.

Форму единоличного ПУД организация разрабатывает самостоятельно и утверждает приказом руководителя <*>.

Постановление N 73 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)» и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь»

С принятием данного документа утратила силу Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций <*>.

В новом стандарте не прописаны переходные положения. Однако организациям дано право продолжать учитывать по «старому» порядку хозоперации по тем договорам лизинга, которые действовали на 01.01.2019 <*>. При этом порядок бухучета этих операций нужно прописать в положении об учетной политике. Если организация решила вести бухучет хозопераций по этим договорам по новому порядку, то ей нужно сделать переходные бухгалтерские записи. Законодательно они не прописаны, поэтому их также нужно указать в положении об учетной политике организации.

Итак, в новом стандарте дана классификация лизинга <*>:

краткосрочный (срок действия договора до 1 года). К нему относится оперативный лизинг сроком менее одного года;

долгосрочный (срок действия договора более 1 года). Он включает финансовый лизинг и оперативный лизинг сроком не менее одного года.

От данной классификации зависит бухгалтерский учет лизинговых операций. Так, при долгосрочном лизинге предмет лизинга должен быть на балансе лизингополучателя, а при краткосрочном – на балансе лизингодателя <*>.

По вопросу бухучета курсовых и суммовых разниц по лизингу докладчик пояснила, что они отражаются в бухучете согласно стандарту N 69. Это значит, что если такие разницы возникают, то они учитываются на счете 91 <*>. При этом было отмечено, что каких-либо изменений порядка отражения в бухучете курсовых разниц не планируется.

Постановление N 74 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты», внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. N 164″

Необходимо обратить внимание на переходную норму, которую содержит постановление N 74. В ней говорится о необходимости переноса дебетовых остатков по причитающимся к получению процентам со счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на счет <*>:

06 «Долгосрочные финансовые вложения» – в части процентов по долгосрочным финансовым вложениям (Д-т 06 — К-т 76);

58 «Краткосрочные финансовые вложения» – в части процентов по краткосрочным финансовым вложениям (Д-т 58 — К-т 76).

Данные проводки нужно сделать 1 января 2019 года. В связи с этим указанная корректировка не будет учтена в бухгалтерской отчетности за 2018 год.

При этом внесены изменения и в нормы Инструкции N 102. Так, с нового года проценты, причитающиеся к получению, отражаются в бухучете по дебету счетов 06 и 58 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» <*>.

Кроме того, изменения коснулись порядка составления индивидуальной бухгалтерской отчетности. Проценты по кредитам и займам ранее показывались в составе прочей кредиторской задолженности (строка 638 баланса). Начиная с отчетных периодов 2019 года такие проценты нужно отражать по тем же строкам, что и основной долг по кредитам и займам с учетом сроков погашения этих процентов (строки 510, 610 или 630 баланса). Например, суммы процентов, которые подлежат уплате более чем через год после отчетной даты, будут отражены по строке 510 «Долгосрочные кредиты и займы». Однако такая ситуация будет встречаться довольно редко. Основная масса процентов включается в состав краткосрочной задолженности <*>.

Начиная с первого квартала 2019 года в примечаниях к бухгалтерской отчетности нужно приводить дополнительную информацию по операциям с финансовыми инструментами. Данное изменение касается как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской отчетности <*>.

Постановлением N 74 утвержден также Национальный стандарт «Финансовые инструменты».

Согласно данному документу финансовый инструмент – это договор, в результате которого возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой финансовый инструмент у другой <*>.

Финансовые активы при принятии их к бухгалтерскому учету классифицируются <*>:

на финансовые активы, учитываемые по амортизированной стоимости. К ним могут быть отнесены облигации, векселя, выданные займы, не обеспеченные облигациями или векселями, торговая дебиторская задолженность и др.;

финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости. К ним могут быть отнесены долевые финансовые инструменты.

Такая же классификация предусмотрена и для финансовых обязательств. Так, к финансовым обязательствам, учитываемым по справедливой стоимости, относятся только производные финансовые инструменты. Все остальные финансовые обязательства попадают в категорию «Финансовые обязательства, учитываемые по амортизированной стоимости» <*>.

Если финансовый актив или финансовое обязательство попадают в категорию учитываемых по амортизированной стоимости, то на счетах 06 и 58 отражается начисление процентов, операционных затрат, связанных с этим активом или обязательством, погашение этого актива или обязательства. При этом нужно вести подробный учет в разрезе субсчетов для каждого элемента стоимости финансовых активов или финансовых обязательств.

Касательно финансовых активов или финансовых обязательств, учитываемых по справедливой стоимости, докладчик отметила следующее. В новом стандарте прописаны проводки по отражению в бухучете сумм их переоценки на счетах 90 или 91 в зависимости от вида деятельности, связанного с этими активами и обязательствами.

Совершенно новые главы данного документа, которые до этого года не были прописаны в законодательстве нашей страны, касаются хеджирования. Те организации, которые сталкиваются в своей деятельности с форвардными, фьючерсными контрактами, опционами, должны определять эффективность хеджирования.

Что планируется изменить в 2019 году?

В 2019 году будет разработан проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», который в октябре этого года планируется внести на рассмотрение Палаты представителей.

Отметим следующие направления совершенствования Закона о бухучете:

1. Расширение круга организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО;

2. Предоставление права общественно значимым организациям (за исключением организаций банковского сектора) не составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность;

3. Уточнение подходов к бухгалтерскому учету курсовых разниц.

Планируется ввести в Закон о бухучете классификацию активов и обязательств на денежные и неденежные и норму о том, что выраженные в иностранной валюте неденежные активы и обязательства не подлежат пересчету. Тем самым будет обеспечен более широкий охват таких активов и обязательств. На сегодняшний день они конкретно перечислены в законодательстве: авансы, предоплата, задатки и др. <*>. Все это будет заменено одним собирательным понятием;

4. Снижение требований к документальному оформлению хозяйственных операций.

Сегодня в Законе о бухучете есть положение о том, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению ПУД <*>. Данную норму собираются скорректировать.

Так, в новой редакции Закона о бухучете планируется дать право Минфину и Нацбанку определять случаи, при которых ПУД могут не оформляться. В число таких случаев предполагается включить, в частности, начисление курсовых и суммовых разниц, но только при условии, что бухучет в организации ведется автоматизированным способом.

Читайте также

Минфин и МНС пояснили порядок определения даты хозоперации