Изменения в главе 4 «Налоговый учет. Налоговая декларация. Налоговое обязательство и его исполнение»

С 2023 г. законодатель скорректировал и закрепил дополнительные элементы налогового учета иностранным организациям и иностранным индивидуальным предпринимателям при электронной дистанционной продаже товаров. Так, они обязаны обеспечить учет сведений об адресе в Республике Беларусь места доставки товаров покупателю, о способе доставки товаров покупателю при осуществлении электронной дистанционной продажи товаров. Это связано с тем, что с 01.07.2022 указанные субъекты хозяйствования начали уплачивать НДС в бюджет Республики Беларусь от электронной дистанционной продажи товаров (п. 14 ст. 2 Закона N 230-З, п. 3 ст. 39 НК-2023).

Уточнены сведения, которые подлежат отражению в налоговой декларации (расчете).

Большая часть нововведений коснется плательщиков налога при УСН. Так, исключены из декларации сведения о площади капстроений. До 01.01.2023 такая информация отражалась в декларации по налогу при УСН. Закреплено, что сведения о численности работников организации в среднем с начала года по отчетный период включительно и о порядке ведения учета подлежат отражению только в декларации по налогу при УСН (п. 15 ст. 2 Закона N 230-З, п. 1 ст. 40 НК-2023).

Исключена обязанность представления налоговых деклараций по НДС нерезидентами, оказывающими услуги в электронной форме, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров после представления уведомления о прекращении деятельности на территории Республики Беларусь до снятия их с учета в налоговом органе (п. 15 ст. 2 Закона N 230-З, абз. 3 ч. 3 п. 2 ст. 40 НК-2023).

Для плательщиков налога при УСН и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции закреплена обязанность представления налоговых деклараций по указанным налогам при отсутствии объектов налогообложения (п. 15 ст. 2 Закона N 230-З, абз. 5 ч. 3 п. 2 ст. 40 НК-2023).

С 01.01.2024 некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа (абз. 15 п. 15 ст. 2, абз. 6 ст. 10 Закона N 230-З, п. 4 ст. 40 НК-2023).

Внесен ряд изменений в отношении признания задолженности безнадежным долгом и ее списания (п. 16 ст. 2 Закона N 230-З, п. 9 ст. 42 НК-2023).

Так, с 2023 г. в НК закреплено, что признать безнадежным долгом можно задолженность по пеням, административным взысканиям, иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и ее списать. Сейчас такая возможность предусмотрена Указом N 329.

Совмин наделен полномочиями на установление порядка признания задолженности безнадежным долгом и ее списания. Он определяет случаи и порядок представления КГК, налоговым и таможенным органам информации и документов для принятия решения о признании задолженности безнадежным долгом. Кроме того, за Главой государства сохранено право на признание задолженности безнадежным долгом и ее списание. Такие решения будут приниматься индивидуально.

Налоговые органы наделены правом признавать безнадежным долгом задолженность физлиц в сумме, не превышающей 1 бел. руб., и ее списывать. Это касается долгов физлиц по состоянию на 31 декабря календарного года по налогу на недвижимость, земельному налогу и транспортному налогу. Наличие (отсутствие) имущества у такого должника во внимание не принимается (п. 16 ст. 2 Закона N 230-З, п. 9 ст. 42 НК-2023).

Изменен срок исполнения налогового обязательства умершего физлица его наследниками. Течение такого срока будет начинаться от даты выдачи документов, удостоверяющих принятие наследства наследниками (свидетельство о праве на наследство, вступление в законную силу судебного постановления).

Сокращена с 3 до 2 рабочих дней выдача налоговым органом наследникам по их заявлению выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней по налоговому обязательству умершего физлица (п. 18 ст. 2 Закона N 230-З, п. 1 ст. 47 НК-2023).

Изменения в главе 5 «Изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней»

Сроки, на которые могут быть предоставлены отсрочка, рассрочка, отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит, закреплены в одной статье НК — в ст. 48 НК-2023. В связи с этим скорректированы положения ст. 49, 50 НК-2023. При этом законодатель увеличил срок, на который может быть предоставлена отсрочка с последующей рассрочкой, — с 1 года до 2 лет (п. 19 — 21 ст. 2 Закона N 230-З).

Изменения в главе 6 «Способы обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней»

С 01.01.2023 в случае неуплаты налогов и пеней, начисленных таможенными органами, закреплена возможность обеспечения плательщиком их уплаты залогом имущества, поручительством, банковской гарантией на срок, указанный в соответствующих договорах, но не более 6 месяцев. До 2023 г. этот срок не мог превышать 3 месяцев (п. 22 ст. 2 Закона N 230-З, подп. 3.2 ст. 54 НК-2023).

В НК-2023 определено, что процентная ставка пеней рассчитывается с точностью до четырех знаков после запятой (п. 23 ст. 2 Закона N 230-З, ч. 1 п. 4 ст. 55 НК-2023).

Банки вправе открывать плательщику спецсчета, открытие которых предусмотрено законодательными актами, при наличии у банка решения или информации из АИС «Взаимодействие» о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам в отношении такого плательщика (п. 24 ст. 2 Закона N 230-З, абз. 1 ч. 1 п. 9 ст. 56 НК-2023).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex


Изменения в постановке и снятии с учета плательщиков

С 01.01.2023 внесены изменения в гл. 9 «Учет плательщиков» НК-2023 (п. 28, 29 ст. 2 Закона):

— сокращен перечень подаваемых плательщиками и иными обязанными лицами документов, сведений, уведомлений для постановки на учет в налоговом органе (п. 5 ст. 69 НК-2023);

— исключена обязанность по представлению оригиналов документов для сверки, копии которых подаются в налоговый орган при постановке на учет (п. 5 — 8 ст. 69 НК-2023);

— в снятии с учета и постановке на учет в другом налоговом органе физлиц в случае перемены места жительства. До 2023 г. для постановки на учет по новому месту жительства физлицу необходимо было обратиться в налоговый орган за совершением административной процедуры, подав соответствующее заявление. С 2023 г. физлицу заявление подавать не надо. Достаточно уведомить об этом налоговый орган (подп. 18.2 Перечня N 200, приложение 3 к постановлению N 96, п. 11 ст. 69 НК-2023);

— исключена обязанность для иностранных организаций, планирующих выполнять работы и (или) оказывать услуги на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего сроки, установленные п. 3, 4 ст. 180 НК-2023, прилагать к подаваемому заявлению о постановке на учет справки налогового органа страны места нахождения иностранной организации о ее регистрации в качестве плательщика в этой стране (подп. 1.5 ст. 70 НК-2023);

— возложена обязанность на налоговый орган по уведомлению иностранных организаций и иностранных ИП о постановке их на учет, если он сделает это самостоятельно (п. 2 ст. 70 НК-2023);

— распространен на иностранных ИП действующий порядок снятия с учета иностранных организаций и уведомления их об этом (п. 4, 5 ст. 70 НК-2023).

Изменения в проведении налогового контроля

1. С 2023 г. исключен факт неосуществления юрлицом или ИП деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания) как основание назначения и проведения налоговым органом выездной проверки (абз. 10 подп. 2.2 ст. 72 НК-2022, подп. 2.2 ст. 72 НК-2023, п. 30 ст. 2 Закона).

2. Внесены изменения в порядок проведения камеральных проверок.

Одно из заметных изменений — ограничение проверяемого периода при проведении камеральных проверок организаций и ИП. До 2023 г. он ограничен для выборочных, внеплановых и выездных проверок (п. 4 ст. 74 НК-2022, п. 16 Указа N 510, п. 31 ст. 2 Закона, п. 1 ст. 73 НК-2023).

Так, с 2023 г. камеральная проверка будет проводиться за период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором проводится камеральная проверка, и истекший период текущего календарного года. Исключение составят случаи представления организацией или ИП уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль и (или) НДС, где будут увеличены сумма убытка или налоговые вычеты за период свыше 5 лет. Это позволит налоговому органу провести камеральную проверку за период, за который представлена уточненная декларация (п. 31 ст. 2 Закона, п. 1 ст. 73 НК-2023).

Налоговым органам предоставлено право на проведение камеральных проверок иностранных организаций и ИП, осуществляющих дистанционные продажи товаров. Это связано с тем, что с 01.07.2022 указанные субъекты хозяйствования начали уплачивать НДС в бюджет Республики Беларусь от такой деятельности (подп. 2.12-1 ст. 13, ст. 141-1 НК-2022, п. 31 ст. 2 Закона, п. 4 ст. 73 НК-2023).

Налоговые органы вправе запрашивать информацию, подтверждающую, что местом реализации товаров при электронной дистанционной продаже товаров признается территория Республики Беларусь, сумму выручки, полученной от электронной дистанционной продажи товаров, а также иную информацию, относящуюся к продаже таких товаров (п. 31 ст. 2 Закона, п. 4 ст. 73 НК-2023).

Закреплены сроки рассмотрения возражений по акту камеральной проверки и составления налоговым органом по ним заключения. До 2023 г. такие сроки были не закреплены. С 2023 г. рассмотрение возражений по актам камеральных проверок налоговый орган будет осуществлять в порядке, установленном ст. 81 НК-2023 (п. 31 ст. 2 Закона, ч. 3 п. 10 ст. 73 НК-2023).

Внесен ряд изменений и в проведение камеральных проверок соответствия расходов доходам физлица (п. 32 ст. 2 Закона, ст. 73-1 НК-2023).

3. Скорректирован порядок представления организациями и ИП сведений о доходах физлиц.

С 2023 г. перечень лиц, на которых возложена обязанность по представлению таких сведений, дополнен областными (Минской городской) нотариальными палатами, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность. До 2023 г. указанные лица также представляли сведения о доходах физлиц, поскольку были включены в приложение к Положению N 201.

Кроме того, закреплен перечень сведений о доходах физлиц, которые налоговые агенты не представляют в налоговые органы. Например, не будут направляться сведения о доходах в виде выигрышей, коммерческих займах, банковских кредитах, о всех видах компенсаций, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совмина, за исключением отдельных, и др. (п. 34 ст. 2 Закона, п. 6 ст. 85 НК-2023).

Введена новая норма, согласно которой ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, будет обязано представлять на безвозмездной основе в МНС информацию о сделках с ценными бумагами, совершенных с участием физлиц за истекший квартал (п. 34 ст. 2 Закона, п. 7-2 ст. 85 НК-2023).

4. Скорректировано взаимодействие налоговых органов с банками в отношении физлиц (п. 35 ст. 2 Закона, ст. 86 НК-2023).

5. В НК-2023 перенесены отдельные нормы Указа N 422. Так, в нем определен порядок информирования налоговых органов иностранных государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры об улучшении соблюдения международных налоговых правил. В связи c этим введена новая статья в НК-2023, в которой закреплено взаимодействие налоговых органов с финансовыми учреждениями Республики Беларусь. К таковым относятся банки, небанковские кредитно-финансовые организации, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, осуществляющие виды добровольного страхования, относящиеся к страхованию жизни (п. 36 ст. 2 Закона, ст. 86-1 НК-2023).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex