Министерством юстиции Республики Беларусь при поддержке ООО «ЮрСпектр» проведено образовательное мероприятие – круглый стол «Новые возможности при создании и ликвидации бизнеса». Об основных изменениях в порядке создания и ликвидации субъектов хозяйствования, которые вступают в силу 3 сентября 2017 г., рассказали начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Инна Леус и управляющий партнер адвокатского бюро «Вердикт» Екатерина Желтонога.

О некоторых изменениях в порядке регистрации и ликвидации

Изменение № 1. Открытие банковского счета

Лица, намеренные создать организацию или стать индивидуальным предпринимателем (далее – ИП), вправе инициировать открытие текущего (расчетного) банковского счета (далее – счет) при прохождении процедуры регистрации. Это позволит банку (небанковской кредитно-финансовой организации) (далее – банк) открывать счет на основании информации, представленной регистрирующим органом <1>.

Екатерина Желтонога отметила, что данная норма хоть и несколько упрощает порядок открытия счета, но не освобождает от необходимости явиться в банк, поскольку для того, чтобы иметь возможность распоряжаться денежными средствами на счете в банке, требуется оформить карточку с образцами подписей и оттиска печати.В свою очередь, банк самостоятельно производит свидетельствование подписей и оттиска печатей, включаемых в данную карточку.

Соответственно должностным лицам организации или ИП в любом случае придется лично явиться в банк <2>.

Инна Леус пояснила, что данная норма вводилась не для того, чтобы сделать необязательным приход заявителя в банк.

Норма направлена на то, чтобы заявителю не нужно было нести документы в банк для открытия счета, в том числе копию устава (свидетельство о государственной регистрации ИП) и др. <3>.

Ожидается новый НПА!
Механизм взаимодействия регистрирующего органа и банка по поводу открытия счета новой организации (ИП) будет определен в постановлении Совмина

Изменение № 2. Порядок оспаривания государственной регистрации

Есть две новые важные нормы, касающиеся признания государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной <4>:

1) обязанность суда учитывать характер допущенных нарушений со стороны субъекта хозяйствования, в том числе наличие следующих обстоятельств:

– умысла на представление недостоверных сведений при регистрации;

– ущерба государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам;

2) пресекательный срок для подачи иска об оспаривании регистрации (3 года с даты регистрации).

 Екатерина Желтонога рассматривает данные новшества положительно. Вместе с тем она предположила, что наличие ущерба в связи с представлением ложных сведений, скорее всего, будет усматриваться судом во всех случаях. Относительно пресекательного срока исковой давности она напомнила, что ранее такой срок не был прямо установлен. Это порождало ситуации, когда регистрация субъекта хозяйствования оспаривалась спустя много лет с момента регистрации (например, пять и более).

Инна Леус высказала предположение, что указанный пресекательный срок будет применяться не только в отношении тех, кто зарегистрируется после 03.09.2017, но также и в отношении ранее зарегистрированных организаций.

Изменение № 3. Аудит как способ замены проверок государственных органов при ликвидации организации

Организация, которая приняла решение о самоликвидации, будет вправе заключить договор на оказание аудиторских услуг (далее – договор). В рамках таких услуг аудитор должен проверить в том числе правильность исчисления и полноту уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджет.

О заключении договора нужно сообщить в заявлении о ликвидации. Не позднее 20 рабочих дней с даты его заключения требуется представить в таможенные и налоговые органы, РУП «Белгосстрах» аудиторское заключение и отчет. В таком случае справки (сведения) указанных органов, необходимые для ликвидации организации, представляются в регистрирующий орган не на основании собственной проверки, а на основании аудиторского заключения и отчета <5>.

 Инна Леус отметила, что еще при принятии решения о ликвидации нужно понимать, что будет привлекаться аудитор. Предполагается, что такое намерение должно прозвучать уже в этом решении. Поскольку сведения о заключении договора нужно указать в заявлении о ликвидации, его следует заключить еще до подачи документов о ликвидации в регистрирующий орган.

Участники круглого стола также обратили внимание на следующие отрицательные моменты данной нормы:

– успеть провести аудиторскую проверку в течение 20 дней затруднительно;

– срок, в течение которого аудиторское заключение и отчет должны быть рассмотрены государственными органами (организациями), не установлен;

– государственные органы (организации), несмотря на аудиторское заключение и отчет, вправе будут провести собственную дополнительную проверку ликвидируемого субъекта.

Ожидается новый НПА!
Требования к аудиторской проверке, аудиторам, список оснований для проведения дополнительной проверки государственными органами (организациями) будет предусматривать постановление Совмина.
Перечень оснований для проведения дополнительной проверки ожидается исчерпывающим. Предполагается, что среди таких оснований будут, в частности, следующие:
– данные аудиторского заключения не соответствуют сведениям, имеющимся в ИМНС;
– у аудитора не было права оказывать услуги по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации

Перспективы развития законодательства о регистрации и ликвидации

Инна Леус сообщила, что готовится проект НПА, который позволит вовлечь нотариусов в процедуру регистрации бизнеса. Нотариусы будут уполномочены принимать документы для регистрации. Однако они не будут заменять регистрирующий орган. Другими словами, все функции по рассмотрению документов и принятию решения будут оставаться у регистрирующих органов. Нотариусы смогут лишь принимать документы, т.е. выступать посредниками между заявителем и регистрирующим органом. Такое вовлечение нотариусов в процедуру регистрации направлено на расширение количества мест для регистрации.

В перспективе планируется также рассмотреть на законодательном уровне вопросы о (об):

– отказе от выдачи свидетельства о государственной регистрации юридического лица, поскольку в течение деятельности организации сведения в данном свидетельстве могут постоянно меняться (например, в связи с изменением наименования, реорганизацией и т.д.). Предполагается, что такой документ не несет какой-либо важной информации;

– отмене печати юридического лица. Есть мнение, что данный атрибут не позволяет полностью обезопасить документ и гарантировать его подлинность;

– возможности регистрации субъекта хозяйствования на основания типового устава. В таком случае не нужно будет готовить устав и представлять его в регистрирующий орган. Достаточно будет заявить о намерении действовать на основании типового устава.