Указом от 24.01.2024 N 29 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» вносятся изменения в Указ о проведении рекламных игр в Республике Беларусь. Изменения вступают в силу с 27.04.2024. В частности, для рекламных игр, призовой фонд которых не превышает 40 БВ, вводится упрощенный порядок проведения. Установлен ряд запретов. Например, на рекламу рекламных игр до опубликования организатором в печатном СМИ правил их проведения. Есть уточнения в требованиях к правилам проведения рекламной игры, отчету о ней и иные. Рассмотрим основные изменения подробнее в материале.

Рекламные игры, проведение которых начато до 27.04.2024, завершаются по правилам, действующим до данной даты (п. 2 Указа N 29).

Совмину поручено в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие и принять иные меры по его реализации (п. 3 Указа N 29).

1. Рекламные игры, призовой фонд которых не превышает 40 БВ

С 27.04.2024 для рекламных игр, призовой фонд которых не превышает 40 БВ на дату начала их проведения, вводится упрощенный порядок проведения (абз. 2 п. 4 Указа N 29, абз. 72 — 73 п. 2 приложения к Указу N 29).

Справочно
На 29.01.2024 размер БВ составляет 40,00 руб. (п. 1 постановления Совмина от 27.12.2023 N 944). Следовательно, упрощенный порядок проведения рекламных игр будет распространяться на рекламные игры, призовой фонд которых не превышает 1600,00 руб.

Указанные рекламные игры не будут подлежать регистрации в МАРТ (абз. 16 п. 2 приложения к Указу N 29). В то же время для рекламных игр, призовой фонд которых не превышает 40 БВ на дату начала их проведения, установлено, что:

— такие игры должны проводиться в соответствии с правилами проведения рекламных игр, утвержденными их организатором (абз. 15 п. 2 приложения к Указу N 29; ч. 1 п. 5 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— призовой фонд рекламной игры должен быть сформирован в полном объеме на дату начала ее проведения и использоваться только по целевому назначению (абз. 74 п. 2 приложения к Указу N 29).

Установлено, что организатор (если иное не предусмотрено договором об организации и проведении рекламной игры) по окончании рекламной игры решает, как используются денежные средства, товары (работы, услуги), подарочные сертификаты, определенные в составе призового фонда (абз. 75 п. 2 приложения к Указу N 29):

не выданные организатором выигрыши победителям рекламной игры и (или) их наследникам, опекунам или законным представителям, включенным на дату выдачи выигрыша в определяемый в установленном порядке перечень организаций и физлиц, в том числе ИП, причастных к террористической деятельности (абз. 50 п. 2 приложения к Указу N 29; абз. 7 ч. 1 п. 12 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— не востребованные победителями в установленные правилами проведения рекламной игры сроки выдачи выигрыши. Исключение — смерть либо признание недееспособным победителя рекламной игры. В таких ситуациях право на получение выигрыша может быть реализовано его наследниками, опекунами или законными представителями не позднее 7 месяцев со дня окончания рекламной игры (абз. 55 п. 2 приложения к Указу N 29).

Кроме того, организатор (если иное не предусмотрено договором об организации и проведении рекламной игры) по окончании рекламной игры решает, как используются денежные средства, оставшиеся после всех расчетов за приобретение и (или) производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), приобретение подарочных сертификатов, определенных в составе призового фонда (абз. 75 п. 2 приложения к Указу N 29).

В то же время установлено, какие нормы о проведении рекламных игр не будут распространяться на рекламные игры, призовой фонд которых не превышает 40 БВ на дату начала их проведения. Это нормы, касающиеся (абз. 73 п. 2 приложения к Указу N 29):

— указания в правилах рекламной игры состава комиссии по проведению рекламной игры (комиссия) (абз. 6 ч. 1 п. 7 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024;

— требований, касающихся комиссии (п. 8 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— формирования призового фонда (ч. 3 — 5, 9 п. 9 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— открытия и использования специального счета (ч. 6 — 7 п. 9 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— решения, как используют денежные средства, товары (работы, услуги), подарочные сертификаты, определенные в составе призового фонда и не выданные победителям или не востребованные ими в общем порядке. Это закреплено в связи с тем, что для таких игр введена отдельная норма, регулирующая данный вопрос (ч. 9 п. 9 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024; абз. 75 п. 2 приложения к Указу N 29);

— регистрации рекламной игры в МАРТ (п. 10 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— опубликования правил проведения рекламной игры в СМИ (п. 11 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024);

— требований, касающихся проведения розыгрыша в эфире телевизионных программ (ч. 3 п. 13 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024; абз. 59 п. 2 приложения к Указу N 29);

— требований, касающихся отчета о проведении рекламной игры (п. 14 Положения о проведении рекламных игр в редакции, действующей с 27.04.2024).

Иными словами, субъекты хозяйствования все указанные требования при проведении рекламных игр, призовой фонд которых не превышает 40 БВ на дату начала их проведения, не обязаны соблюдать.

2. Источники формирования призового фонда

Уточнено, что источником формирования призового фонда в том числе могут являться подарочные сертификаты (абз. 27 п. 2 приложения к Указу N 29, ч. 1 п. 9 Положения о проведении рекламных игр в действующей редакции).

В связи с этим скорректировано понятие «призовой фонд рекламной игры«. Под ним понимаются определенные организатором сумма денежных средств и (или) иное имущество (работы, услуги), в том числе подарочные сертификаты, предназначенные для выдачи (предоставления) победителю (победителям) (абз. 7, 27 п. 2 приложения к Указу N 29; абз. 5 п. 2 Положения о проведении рекламных игр в действующей редакции).

Установлено, что если источником формирования призового фонда являются подарочные сертификаты, то призовой фонд будет считаться сформированным организатором, если (абз. 28 — 29 п. 2 приложения к Указу N 29):

подарочные сертификаты, определенные в составе призового фонда, оплачены организатором и находятся у него

либо денежные средства в размере номинальной цены подарочного сертификата перечислены организатором на специальный счет (в случае, если организатор является продавцом или исполнителем, осуществляющим реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги) по подарочному сертификату).

Также уточнено, что призовой фонд будет считаться сформированным с участием заинтересованного лица, если подарочные сертификаты, определенные в составе призового фонда, переданы заинтересованным лицом организатору или приобретены организатором за счет денежных средств, перечисленных заинтересованным лицом (абз. 30 п. 2 приложения к Указу N 29, абз. 3 ч. 5 п. 9 Положения о проведении рекламных игр в действующей редакции).

Кроме того, в связи уточнением, что источником формирования призового фонда в том числе могут являться подарочные сертификаты, внесены корректировки в ряд иных норм Положения о проведении рекламных игр, которые носят редакционный характер (абз. 4, 7, 31, 33 п. 2 приложения к Указу N 29).