Ольга Бакиновская

Начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

Каких изменений ожидать субъектам хозяйствования в правовом регулировании доверенностей после принятия Закона «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (далее — проект Закона)?

Пункт 4 ст. 186 ГК планируется расширить за счет включения в перечень доверенностей, которые могут быть удостоверены банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, в которых открыт банковский счет или размещен банковский вклад (депозит), доверенностей на получение сведений о банковских счетах и банковских вкладах (депозитах), закрытие банковских счетов и банковских вкладов (депозитов), на распоряжение имуществом, находящимся на хранении в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях.

Правило о трехлетнем сроке действия доверенности, предусмотренное п. 1 ст. 187 ГК также предлагается исключить. Таким образом, предполагается, что доверенность может быть выдана на любой срок, в том числе без указания срока ее действия. В последнем случае будет действовать общее правило о действии доверенности в течение одного года со дня ее совершения, удостоверения или вступления в силу.

Предполагается дополнить ГК нормой о безотзывной доверенности, которая по своей природе выполняет обеспечительную функцию. Проект Закона содержит ст. 189.1 «Безотзывная доверенность», согласно п. 1 которой в целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства, представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, представляемый может указать в доверенности, выданной представителю, на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях. Обращаем внимание, что безотзывная доверенность может быть выдана в строго определенных целях — это исполнение или обеспечение исполнения обязательства, представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, т.е. представляемый и представитель либо лица, от имени или в интересах которых он действует, должны быть связаны обязательством, в котором представляемый является должником. Отсутствие возможности отменить доверенность создает дополнительные гарантии исполнения обязательства со стороны представляемого. Однако безотзывная доверенность может быть отменена в следующих ситуациях:
— во-первых, только в предусмотренных в самой доверенности случаях, перечень которых не ограничивается;
— во-вторых, в любом случае после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана;
— в-третьих, в любое время в случае злоупотребления представителем своими полномочиями.

Наличие возможности отменить безотзывную доверенность в любое время, если представитель злоупотребляет своими полномочиями, несколько снижает обеспечительную функцию безотзывной доверенности, поскольку оценка факта наличия или отсутствия злоупотребления со стороны представителя на практике будет носить очень субъективный характер при отсутствии критериев злоупотребления, которые постепенно будут выработаны при практическом применении данной нормы.

Для безотзывной доверенности обязательно нотариальное удостоверение.

Какие новые основания прекращения права собственности вводит проект Закона и в связи с чем?

Пункт 1 ст. 236 ГК содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности, устанавливая, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, утрате права собственности на имущество и в иных случаях, предусмотренных законодательством. В данную норму проектом Закона не предполагается внесение каких-либо изменений, но перечень оснований принудительного изъятия у собственника имущества, закрепленный п. 2 ст. 236 ГК в целях в том числе систематизации такого перечня, «технически» дополняется подп. 11 и 12 о безвозмездном изъятии имущества, созданного в результате нарушения исключительных прав и изъятии ветхого дома путем его выкупа у собственника в случаях, предусмотренных законодательными актами. Данные основания уже существуют в действующем законодательстве. В частности, п. 1 ст. 989 ГК в качестве самостоятельного способа защиты исключительных прав предусматривает изъятие материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения. В отношении ветхих домов такое основание прекращения права собственности и механизм его реализации предусмотрены Указом от 23.02.2012 N 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности».

Какие нововведения планируются в отношении публичного договора?

В отношении публичного договора планируется расширение его субъектного состава, т.е. публичным будет признаваться договор, заключенный не только коммерческой организацией, но и любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, т.е., например, некоммерческой организацией. Расширяется перечень источников предоставления льгот для отдельных категорий потребителей. Такого рода льготы могут быть установлены не только законодательством, но и локальными актами юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Какие изменения предусматривает проект Закона в отношении срока исполнения обязательства? В случае принятия этого изменения что надо будет учитывать субъектам хозяйствования?

Определенные изменения планируется внести в нормы, определяющие срок исполнения обязательства. В частности, в отношении периода времени, в течение которого должно быть исполнено обязательство, вносится уточнение, что к такому периоду относятся в том числе случаи, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законодательством или договором.

Меняется правило о сроках исполнения обязательств, не предусматривающих сроков их исполнения и не содержащих условий, позволяющих определить этот срок. Планируется распространение на такие обязательства правила «семи дней». Вводится общее правило, что обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена актами законодательства, соглашением сторон или не вытекает из существа обязательства в следующих случаях:

1) когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок;

2) в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования.

Если же кредитор в разумный срок не предъявит требование об исполнении такого обязательства, то должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено актами законодательства, соглашением сторон или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, субъекты хозяйствования должны учитывать, что если они не определились со сроком исполнения обязательства, в том числе не привязали его к моменту востребования, то при принятии законодателем вышеизложенного правила инициатива по исполнению такого обязательства будет исходить от кредитора, и только по истечении разумного срока, в течение которого кредитор вправе предъявить требование об исполнении, у должника появляется право требования принятия кредитором предлагаемого им исполнения.

Проект Закона предусматривает введение института возмещения имущественных потерь. С какой целью он вводится и чем отличается от института убытков?

Проект Закона действительно предусматривает норму о возмещении имущественных потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств. Возмещение потерь возможно, только если стороны обязательства действуют при осуществлении ими предпринимательской деятельности, что существенно ограничивает круг субъектов соглашения о возмещении имущественных потерь. Введение данной нормы соответствует практике современного гражданского оборота в экономически развитых странах и направлено в том числе на активизацию предпринимательской активности, развитие инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

В частности, согласно п. 1 предполагаемой редакции ст. 309.1 ГК стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной. Например, это могут быть потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу, указанному в соглашении, и т.п. В отличие от убытков размер такого рода потерь заранее определяется соглашением сторон. Допускается определение в соглашении сторон вместо размера таких потерь порядка его определения. В данном случае в отличие от убытков также отсутствует нарушение обязательства его сторонами и стороны самостоятельно своим соглашением определяют обстоятельства, при наступлении которых возникает обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны.

Какие изменения планируется ввести в отношении такого способа обеспечения исполнения обязательств, как задаток, и в целом в отношении способов обеспечения исполнения обязательств?

Как известно, исполнение обязательств может обеспечиваться способами, предусмотренными не только законодательством, но и договором. Планируется дополнить ГК нормами об обеспечительном платеже, использование которого оправдало себя в практике хозяйственной деятельности. Обеспечительным платежом, под которым понимается внесение одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы, может быть обеспечено как действительное, так и будущее денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора. Сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства при наступлении обстоятельств, предусмотренных договором. Если же такие обстоятельства не наступают либо прекращается обеспеченное платежом обязательство, то при отсутствии иного соглашения сторон обеспечительный платеж возвращается.

В отношении задатка запланировано два изменения. Во-первых, на законодательном уровне планируется закрепить признанную судебной практикой возможность обеспечения задатком исполнения обязательства по заключению основного договора на условиях, предусмотренных предварительным договором. Во-вторых, закрепляется общее правило о неначислении процентов на сумму задатка при отсутствии соглашения сторон об обратном.

Статью 310 ГК планируется дополнить нормой о прекращении обеспечивающего обязательства при прекращении основного обязательства, что соответствует акцессорной природе обеспечительного обязательства. Иные правила могут быть установлены законодательством или соглашением сторон.

Существенные корректировки планируется внести в ст. 314 ГК, регламентирующую правила об уменьшении неустойки судом при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Предлагается установить правило о том, что суд не вправе самостоятельно принять решение об уменьшении неустойки при нарушении обязательства лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Такого рода уменьшение возможно будет произвести только при наличии соответствующего заявления должника.

Определенным корректировкам предполагается подвергнуть нормы о залоге и поручительстве. В частности, вводятся правила о возникновении права залога при обеспечении будущих обязательств. Планируется дополнить ст. 322 ГК п. 3, согласно которому, если основное обязательство, обеспечиваемое залогом, возникнет в будущем после заключения договора залога, залог возникает с момента, определенного договором, но не ранее возникновения этого обязательства.

В отношении поручительства изменения будут касаться правил его прекращения. Сохраняется общее правило о прекращении поручительства с прекращением обеспеченного им обязательства. Вместе с тем в проекте Закона содержится норма о правилах прекращения поручительства при прекращении обеспеченного поручительством обязательства в связи с ликвидацией должника. Планируется, что такого рода поручительство будет сохранять силу, если прекращение обеспеченного обязательства в связи с ликвидацией должника имело место после того, как кредитор предъявил свое требование к поручителю (в суд или в ином установленном законодательством порядке).

Ныне действующая норма ст. 347 ГК содержит правило о безусловном прекращении поручительства в случае изменения обеспеченного им обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя при отсутствии его согласия. Проект Закона кардинально меняет указанный подход. Так, в случае, если обеспеченное поручительством обязательство было изменено без согласия поручителя, что повлекло увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, то поручитель будет отвечать на прежних условиях. При этом будет допускаться возможность заранее в договоре поручительства предусмотреть согласие поручителя отвечать перед кредитором на измененных условиях в случае изменения обеспечиваемого обязательства. Такое согласие должно предусматривать пределы, в которых поручитель согласен отвечать по обязательствам должника.

Как предполагается изменить подход к соотношению норм договора и законодательства в случае принятия НПА, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора?

Данный подход, закрепляющий в п. 2 ст. 392 ГК норму о приведении условий заключенного договора в соответствие с актом законодательства, устанавливающим обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, планируется изменить, отдав приоритет не актам законодательства, а условиям договора, что позволит обеспечить большую стабильность условий заключаемых гражданско-правовых договоров, а в целом и всего гражданского оборота. Предполагается, что в описываемой ситуации условия договора будут сохранять свою силу, кроме случаев, когда в акте законодательства закреплена необходимость приведения условий заключенного, но не прекращенного договора в соответствие с вновь принятым актом законодательства.