Опубликован Закон от 27.12.2023 N 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 327-З). В нем предусмотрены изменения в том числе в ряд статей Общей части НК-2024. Рассмотрим изменения в порядке уплаты налогов в бюджет, представления налоговой отчетности, а также исполнения налогового обязательства.

1. Уточнения и дополнения в порядке уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней

В НК-2024 уточнено, что понимается под днем уплаты налога, сбора (пошлины), пеней (далее — платежи в бюджет). Так, днем уплаты платежей в бюджет будет признаваться день выдачи организацией и ИП банку платежной инструкции на их перечисление при наличии денежных средств на счете в случае исполнения банком такой платежной инструкции в этот же день (подп. 2.1 ст. 38 НК-2024, п. 11 ст. 1 Закона N 327-З).

По общему правилу организации и ИП, которые уплачивают платежи в бюджет в безналичной форме, направляют в банк платежные инструкции на перечисление причитающихся сумм таких платежей (подп. 2.1 ст. 38 НК-2024).

Если на счете в банке достаточно средств на уплату платежей в бюджет и платежная инструкция представлена субъектом хозяйствования в течение банковского дня, то она исполняется в день поступления (подп. 2.1 ст. 38 НК-2024, ч. 4 п. 9 Инструкции N 143/171, ч. 4 п. 8 Инструкции N 159/176, ч. 1 п. 15 Инструкции N 66).

Если на счете в банке достаточно средств на уплату платежей в бюджет и платежная инструкция представлена субъектом хозяйствования после окончания банковского дня, то она будет исполнена не позднее следующего банковского дня, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором, заключенным между банком-отправителем и плательщиком (ч. 2 п. 15 Инструкции N 66).

Пункт 2 ст. 38 НК-2024 дополнен нормой, согласно которой днем уплаты платежей в бюджет при использовании организациями и ИП системы мгновенных платежей (далее — СМП) будет призваться день исполнения банком платежных инструкций на их уплату посредством такой системы (п. 11 ст. 1 Закона N 327-З).

Так, под операционным днем в СМП понимается период работы СМП, в течение которого осуществляются прием и обработка информационных сообщений и МХ-сообщений. Он включает в себя два и более календарных дня (с учетом выходных и праздничных дней) (подп. 3.14 Правил N 354).

СМП осуществляет прием, обработку платежных инструкций, в том числе на уплату платежей в бюджет, и проведение мгновенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 (366) дней в году в режиме, максимально приближенном к реальному времени (подп. 3.16 и 3.17 Правил N 354).

В случае если банк получит от плательщика платежную инструкцию на уплату платежей в бюджет после окончания операционного дня, то денежные средства со счета он спишет в день получения такой инструкции плательщика, а зачислит их бенефициару на следующий рабочий день. Для четкого понимания, что в такой ситуации будет признано днем уплаты платежей в бюджет, п. 2 ст. 38 НК-2024 дополнен соответствующей нормой.

2. Изменения в порядке представления налоговых деклараций

С 01.01.2024 исключается обязанность представлять (п. 12 ст. 1, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З):

иностранной организацией, иностранным ИП, оказывающими услуги в электронной форме, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров, налоговые декларации по НДС после представления уведомления о прекращении деятельности на территории Республики Беларусь до снятия их с учета в налоговом органе (абз. 4 ч. 3 п. 2 ст. 40 НК-2024);

— плательщиками налога при УСН и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции налоговые декларации по указанным налогам при отсутствии объектов налогообложения. Такая обязанность была закреплена для плательщиков этих налогов с 01.01.2023 (абз. 5 ч. 3 п. 2 ст. 40 НК-2024, п. 15 ст. 2 Закона N 230-З).

С 01.07.2024 для всех ИП вводится обязанность представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа. До 2024 г. такая обязанность была предусмотрена только для ИП, которые являлись плательщиками НДС (абз. 3 ч. 1 п. 4 ст. 40 НК-2023; п. 4 ст. 40 НК-2024; п. 12 ст. 1, абз. 4 ст. 9 Закона N 327-З).

Напомним, что с 01.01.2024 некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа. Положения о введении такой обязанности содержал Закон N 230-З (абз. 15 п. 15 ст. 2, абз. 6 ст. 10 Закона N 230-З; п. 4 ст. 40 НК-2024).

3. Новшества в исполнении налогового обязательства

Помимо уплаты причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, налоговое обязательство считается исполненным в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 42 НК-2023. Одним из таких случаев является ошибочное указание плательщиком в платежной инструкции наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского бюджета вместо наименования (кода) банка и номера счета по учету средств местного бюджета и наоборот. Это правило применяется в отношении налога, зачисление которого в БдК предусмотрено как в республиканский, так и местные бюджеты (абз. 5 п. 4 ст. 42 НК-2023).

Законодатель изменил с 01.01.2024 норму абз. 5 п. 4 ст. 42 НК-2024. В связи с чем она изложена в новой редакции. Так, налоговое обязательство будет считаться исполненным в случае ошибочного указания плательщиком в платежной инструкции наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского и (или) местных бюджетов (п. 13 ст. 1, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З).

По мнению автора, указанная норма охватит все налоги в случае, если плательщиком будет допущена вышеуказанная ошибка при заполнении платежной инструкции на их уплату в бюджет. Например, организация при уплате налога на игорный бизнес вместо счета бюджета базового уровня в платежном документе указала счет областного бюджета. Несмотря на допущенную ошибку в документе, поступившие денежные средства на счет областного бюджета будут свидетельствовать об исполнении организацией своего налогового обязательства по данному налогу (п. 52 Инструкции N 8).

С 01.01.2024 для физлиц введен единый имущественный платеж, который включит в себя сумму налога на недвижимость, земельного налога и транспортного налога, подлежащую уплате физлицом (п. 2 ст. 1 Закона N 327-З, подп. 2.6-1 ст. 13 НК-2024).

В связи с этим внесены соответствующие корректировки в ч. 4 п. 9 ст. 42 НК-2024 (п. 13 ст. 1 Закона N 327-З).

Ряд изменений с 2024 г. коснется организаций, которые приняли решение о реорганизации. Так, все организации будут обязаны информировать налоговый орган о принятом решении о реорганизации, а также внесены изменения в процедуру исполнения налогового обязательства при реорганизации организации в формах выделения и разделения (подп. 1.9 ст. 22, п. 3 и 4 ст. 45 НК-2024; п. 6 и 14 ст. 1, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З).

До 01.01.2024 при реорганизации юрлица в форме выделения обязанность солидарно исполнить налоговое обязательство, уплатить пени возникает у выделившихся юрлиц и у реорганизованного юрлица только в том случае, если (п. 3 ст. 45 НК-2023):

— реорганизованное юрлицо не может исполнить соответствующее обязательство;

— такая невозможность связана с реорганизацией.

Решение о солидарном исполнении обязательств, уплате пеней принимает налоговая инспекция по месту постановки на учет реорганизованного юрлица.

С 01.01.2024 при такой форме реорганизации юрлица исполнение налогового обязательства и причитающихся к уплате пеней (далее — платежи в бюджет) будет осуществляться реорганизованной организацией и ее правопреемниками. При этом правопреемники будут уплачивать платежи в бюджет в соответствии с определенной в разделительном балансе долей их участия в такой уплате реорганизованной организации. Сделать это будет необходимо не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации  (ч. 2 п. 3 ст. 45 НК-2024; п. 14 ст. 1, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З).

Кроме того, с 2024 г. солидарная уплата платежей в бюджет возлагается на реорганизованную организацию и всех правопреемников реорганизованной организации в случаях, если  (ч. 2 п. 3 ст. 45 НК-2024; п. 14 ст. 1, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З):

— разделительный баланс не составлялся, не утверждался, не представлен для решения вопроса о правопреемстве;

— из представленного разделительного баланса невозможно определить правопреемника;

— из представленного разделительного баланса усматривается недобросовестное распределение активов и обязательств, которое повлекло невозможность исполнения платежей в бюджет.

В таких ситуациях налоговый орган по месту постановки на учет реорганизованной организации будет принимать по установленной форме решение о солидарной уплате платежей в бюджет реорганизованной организацией и всеми правопреемниками реорганизованной организации. В течение 3 рабочих дней с момента его принятия налоговый орган направит свое решение как реорганизованной организации, так и организациям, на которые возложено солидарное исполнение платежей в бюджет реорганизованной организации. Сделано это будет в письменной либо в электронной форме в личном кабинете плательщика (п. 14 ст. 1 Закона N 327-З).

До 01.01.2024 при реорганизации юрлица в форме разделения налоговое обязательство исполняется и причитающиеся к уплате пени уплачиваются правопреемниками в соответствии с определенной в разделительном балансе доли участия правопреемника в исполнении налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации. При этом, если разделительный баланс не позволяет определить долю участия правопреемника реорганизованной организации в исполнении налогового обязательства либо исключает возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней одним из правопреемников, правопреемники по решению налогового органа по месту постановки на учет реорганизованной организации обязаны солидарно исполнить налоговое обязательство, уплатить пени (ч. 2 п. 4 ст. 45 НК-2023).

С 2024 г. при такой форме реорганизации юрлица солидарную уплату платежей в бюджет возлагают на всех правопреемников реорганизованной организации в случаях, если (ч. 2 п. 4 ст. 45 НК-2024; п. 14 ст. 1, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З):

— разделительный баланс не составлялся, не утверждался, не представлен для решения вопроса о правопреемстве;

— из представленного разделительного баланса невозможно определить правопреемника;

— из представленного разделительного баланса усматривается недобросовестное распределение активов и обязательств, которое повлекло невозможность исполнения платежей в бюджет.

В таких ситуациях налоговый орган по месту постановки на учет реорганизованной организации (п. 14 ст. 1 Закона N 327-З):

— примет по установленной форме решение о солидарной уплате платежей в бюджет всеми правопреемниками реорганизованной организации;

— направит организациям, на которые возложена солидарная уплата платежей в бюджет реорганизованной организации, решение в письменной либо в электронной форме в личный кабинет плательщика в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex