Законом от 03.04.2024 N 363-З «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности» скорректированы нормы, касающиеся предоставления гарантий для работников в связи с выполнением ими воинских обязанностей. А также установлены гарантии работникам на период их участия в выполнении работ оборонного характера в мирное время. В данной части Закон вступил в силу 07.04.2024.

1. Новое в гарантиях для работников в связи с выполнением ими воинских обязанностей

С 07.04.2024 расширен перечень гарантий, которые предоставляются работникам в связи с (ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З):

— призывом на воинскую службу;

— поступлением на военную службу (ранее речь шла о приеме на воинскую службу, что не совсем корректно);

— направлением на альтернативную службу.

Примечание
Следует различать понятия «воинская служба» и «военная служба». Понятие воинской службы шире, оно включает в себя в том числе прохождение военной службы. А последняя, в свою очередь, является основным видом воинской службы (абз. 3, 4 ч. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности). При этом отметим, что на военную службу работники поступают, а на воинскую их призывают.

Среди новшеств — гарантии для работников на период их участия в выполнении работ оборонного характера в мирное время (абз. 5 ст. 13 Закона об обороне в редакции Закона N 363-З).

Примечание
Перечень указанных работ и порядок участия граждан в их выполнении будут установлены Совмином (абз. 15, 17 ч. 2 ст. 8 Закона об обороне в редакции Закона N 363-З). Отметим, что участие граждан в выполнении работ оборонного характера в мирное время является добровольным (ч. 2 ст. 14-1 Закона об обороне в редакции Закона N 363-З).

Далее подробно рассмотрим, какие изменения произошли в гарантиях для работников с 07.04.2024.

1. Гарантии в связи с призывом на воинскую службу или поступлением на военную службу, направлением на альтернативную службу согласно ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З.

1.1. Расширен перечень случаев освобождения работников от работы на время, необходимое для выполнения воинских обязанностей и обязанностей по воинскому учету, в сравнении с ранее действовавшим, а также скорректированы их формулировки (см. таблицу).

Прежние формулировки вызывали множество вопросов на практике, так как зачастую конкретная причина, указанная в повестке военкомата, с ними не совпадала. На наш взгляд, изменения, внесенные в ч. 2 ст. 340 ТК, позволят исключить подобные ситуации, а также избежать ошибок при предоставлении работнику предусмотренных законом гарантий.

Таблица

Случаи освобождения работников от работы
С 07.04.2024 (ч. 2 ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З) До 07.04.2024 (ч. 2 ст. 340 ТК в прежней редакции)
оформление призыва на воинскую службу или поступления на военную службу оформление призыва или приема на военную службу
приписка к призывным участкам приписка к призывным участкам
прием или снятие (исключение) с воинского учета постановка или снятие с воинского учета
оформление документов воинского учета и уточнение учетных данных
исполнение иных обязанностей по воинскому учету с необходимостью явки в военкомат (его обособленное подразделение), орган государственной безопасности, местный исполнительный и распорядительный орган (при отсутствии на соответствующей территории военкомата (его обособленного подразделения))
участие в мероприятиях по мобилизационной подготовке и мобилизации

Обратите внимание!
С 07.04.2024 во время освобождения от работы в вышеуказанных случаях включается время нахождения работника в пути (ч. 2 ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З).

1.2. Установлено, что средний заработок по месту работы сохраняется за все время освобождения от работы в названных выше случаях. То есть не только за то время, которое будет отмечено в повестке военкомата, но и за то, которое работник потратит на поездку в военкомат и обратно. Такой подход применялся на практике до внесения изменений. Теперь это прямо закреплено в ТК (ч. 2 ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З).

1.3. Закреплена норма о сохранении места работы, должности служащего (профессии рабочего) за все время, пока работник освобожден от работы (ч. 2 ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З). Соответствующие корректировки внесены не только в ст. 340 ТК, но и в ст. 6 Закона о воинской обязанности.

1.4. Предусмотрена компенсация расходов на проезд, понесенных работниками в связи с выполнением перечисленных в подп. 1.1 данного пункта воинских обязанностей и обязанностей по воинскому учету. Их возмещают военкоматы, органы государственной безопасности в порядке и размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки (ч. 2 ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З). Указанный порядок закреплен в гл. 2 Положения о гарантиях и компенсациях при служебных командировках.

До 07.04.2024 военкоматы возмещали только расходы на проезд работников к месту медицинского освидетельствования, медицинского обследования, медицинского осмотра и медицинского переосвидетельствования и обратно по нормам, установленным Правительством (ч. 4 ст. 340 ТК в прежней редакции). При этом конкретизировано, что с указанной даты данные расходы также возмещаются в порядке и размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки (ч. 4 ст. 340 ТК в редакции Закона N 363-З, гл. 2 Положения о гарантиях и компенсациях при служебных командировках).

2. Гарантии для работников на период их участия в выполнении работ оборонного характера в мирное время.

В таком случае (абз. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 14-1 Закона об обороне в редакции Закона N 363-З):

— работники освобождаются от работы на указанный период;

— за ними сохраняются средний заработок по месту работы и место работы, должность служащего (профессия рабочего).

2. Оформление участия работников в мероприятиях, связанных с выполнением воинских обязанностей

На практике встречаются различные мнения о том, нужно ли оформлять освобождение работника от работы для участия в мероприятиях, перечисленных выше, отдельным приказом. Некоторые считают, что, поскольку предоставление указанных выше гарантий — это обязанность нанимателя, приказ об освобождении работника от работы на время исполнения воинских обязанностей можно не издавать.

Однако, по нашему мнению, освобождение работника от работы в указанном случае все-таки целесообразно оформить соответствующим приказом. Отсутствие приказа нарушением не будет. Если же принято решение издать приказ, то в нем необходимо отразить сведения о тех гарантиях, которые предоставляются работнику. Наличие данного приказа, на наш взгляд, важно как для бухгалтерии (для начисления среднего заработка), так и для работника, ведущего учет рабочего времени и заполняющего табель использования рабочего времени.

Пример формулировки приказа
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Освободить ПЕШКОВА Михаила Павловича, маркетолога отдела маркетинга, 29.04.2024 от работы на время, необходимое для оформления документов воинского учета и уточнения учетных данных в военном комиссариате Московского района г. Минска, с сохранением за ним места работы, должности служащего и среднего заработка за фактически затраченное на это рабочее время.
2. Обеспечить выполнение п. 1 настоящего приказа в соответствии со своими полномочиями начальнику отдела маркетинга А.А.Антоновой и главному бухгалтеру О.В.Зубовой.
Основание: повестка военного комиссариата Московского района г. Минска от 09.04.2024.

Таким образом, время, на которое работник освобожден от работы (например, время поездки и нахождения в военкомате), следует отметить в табеле использования рабочего времени согласно подтверждающему документу (в частности, повестке).

Для этого можно использовать тот буквенный код, который принят у нанимателя. Например, это может быть обозначение «Г» (дни неявок работников, освобожденных временно от работы в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных законодательством). Также, если работник отсутствовал не весь рабочий день, а только несколько часов, целесообразно сделать отметку об этом. Например, Г/4, Г/6, где 4, 6 — отработанное в этот день время.

Обратите внимание!
Необеспечение работнику возможности своевременной явки по вызову военкомата влечет наложение на соответствующее должностное лицо нанимателя (кадровика, юрисконсульта, иного уполномоченного работника) штрафа в размере до 20 БВ. А совершение указанного правонарушения повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения — от 20 до 30 БВ (ст. 26.2 КоАП в редакции Закона N 363-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex