На официальном сайте КГК размещены сформированные планы выборочных проверок на 2-е полугодие 2023 г. Организациям и ИП стоит заглянуть в планы проверок, чтобы не было сюрприза.

Планы проверок приведены в разрезе областей и Минска. Чтобы определить, запланирована ли проверка, нужно в соответствующих графах таблицы указать УНП, наименование организации (фамилию, имя, отчество ИП).

В рамках проводимой работы по поддержке экономики в условиях ограничительных мер, которые введены рядом стран в отношении Республики Беларусь, налоговые органы пересмотрели подход к назначению проверок. Выборочные проверки налоговыми органами, как и ранее, не запланированы на 2-е полугодие 2023 г.

Вместе с тем иные контролирующие (надзорные) органы, к примеру Минфин, МЧС, Минздрав и др., запланировали проведение выборочных проверок. Информация о них содержится в опубликованных планах выборочных проверок на 2-е полугодие 2023 г.

Напомним, что контрольная (надзорная) деятельность не сведена только к назначению и проведению выборочных проверок. Так, государственный контроль (надзор) осуществляется и в иных формах, в частности (ч. 2 п. 1 Указа N 510):

— внеплановых проверок;

— мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

— мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа N 510.

Кроме того, налоговыми органами достаточно активно используется прогрессивный и гибкий инструмент контроля — камеральный контроль (ст. 73 НК).

В настоящее время налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением действующими плательщиками налогового законодательства, проводя внеплановые, выездные и камеральные проверки, мониторинги, информационно-разъяснительную работу в части освещения выявленных нарушений (ч. 2 п. 1, ч. 5 п. 3 Указа N 510; абз. 7 подп. 2.2 ст. 72 НК).

Основной целью назначения и проведения налоговыми органами внеплановых и внеплановых тематических оперативных проверок, выездных проверок для подтверждения обоснованности зачета (возврата) НДС является пресечение «агрессивных» схем уклонения от уплаты налогов, теневого оборота, деятельности, сопряженной с систематическим сокрытием налогооблагаемой базы.

Внеплановые проверки не планируются налоговыми органами. Они назначаются при наличии у налоговых органов информации, которая свидетельствует о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства. Приведем примеры выявленных нарушений по результатам их проведения.

Пример 1
В ходе проведения инспекцией МНС по г. Бобруйску внеплановой проверки ОДО «В» на основании анализа и оценки в совокупности выявленных обстоятельств, а также собранных проверкой доказательств установлено, что бизнес по осуществлению деятельности в области проводной связи был намеренно «раздроблен» между шестью организациями, которыми применялась УСН. Это позволило распределить совокупную выручку с целью сохранения возможности применения всеми указанными субъектами УСН при превышении установленных законодательством критериев выручки, избежав перехода на общую систему налогообложения.
По результатам проверки предъявлены к уплате налоги и пени в сумме 4,4 млн руб. (с сайта МНС).

Пример 2
В ходе проведенных инспекцией МНС по Минской области мероприятий в отношении ИП К. установлено, что ИП реализовывал жидкости для вейпов, которые были ввезены в страну нелегально и без соответствующей маркировки.
При осмотре 3 торговых объектов обнаружено 1307 единиц жидкости на сумму более 26 тыс. руб. без маркировки и документов, подтверждающих легальность их приобретения.
Кроме того, в ходе контрольных мероприятий установлена сокрытая от налогообложения выручка в сумме 154,6 тыс. руб., принятая 3 физлицами, которые работали у ИП без оформления трудовых договоров.
Всего по результатам контрольных мероприятий в отношении ИП К. и его работников составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, общая сумма штрафов составила 5 тыс. руб., а также конфискация дохода в сумме 5,9 тыс. руб. (с сайта МНС).

В контрольной деятельности налоговых органов доминирующее положение занимает камеральный контроль. Он ориентирован на побуждение плательщиков, в деятельности которых выявлены налоговые риски, к добровольному уточнению налоговых обязательств без назначения проверок, привлечения к административной ответственности. Так, в ходе камерального контроля налоговыми органами выявляется занижение плательщиками налоговой базы при исчислении «ввозного» НДС, несоблюдение порядка принятия к вычету сумм «входного» НДС, уплаченного по ввозу товаров с территории государств — членов ЕАЭС, а также схемы по минимизации налоговых обязательств, по выплате заработной платы «в конвертах» и др.

Пример 3
ИООО «Б» в октябре и ноябре 2022 г. осуществлялся ввоз товаров из РФ на общую сумму 1,085 млн руб. В ходе камеральной проверки инспекцией МНС по Осиповичскому району установлено, что организацией занижена налоговая база по «ввозному» НДС за указанные периоды в 5,4 раза.
На уведомление налогового органа о добровольном исчислении и уплате «ввозного» НДС организация отреагировала. Ей представлены уточненные налоговые декларации по НДС, в которых скорректирована в сторону увеличения налоговая база, и доплачен в бюджет «ввозной» НДС в сумме 176,6 тыс. руб. (с сайта МНС).

Пример 4
В ходе проведения инспекцией МНС по Ленинскому району г. Могилева мероприятий камерального контроля в отношении частного предприятия «П» установлено, что предприятие дважды (в 2020 и 2022 гг.) реализовала своему директору и учредителю в одном лице выкупленные в лизинг легковые автомобили 2019 и 2020 гг. выпуска по ценам, более чем в 100 раз ниже рыночных.
Предприятие отреагировало на уведомление налогового органа, уточнило свои налоговые обязательства по НДС, налогу на прибыль, подоходному налогу с физлиц и доплатило в бюджет 20,5 тыс. руб. (с сайта МНС).

Пример 5
Налоговыми органами при проведении камеральной проверки было установлено, что частное предприятие «В» из Бобруйска выплатило дивиденды учредителю и при этом не исчислило из доходов физлица подоходный налог.
На уведомление о добровольной уплате налогов предприятие отреагировало и представило уточненные налоговые декларации, доплатив в бюджет 33,6 тыс. руб. подоходного налога с физлиц (с сайта МНС).

Пример 6
Инспекцией МНС по г. Бобруйску при проведении камеральной проверки деревообрабатывающего предприятия Бобруйска установлено, что предприятие с 2020 г. не исчисляло экологический налог за хранение отходов производства с превышением допустимого количества их временного хранения.
Предприятием уведомление налогового органа о добровольном исчислении и уплате в бюджет экологического налога за 2020 — 2022 гг. исполнено в полном объеме. Налог исчислен и уплачен в бюджет в сумме 12,9 тыс. руб. (с сайта МНС).

В заключение хотелось бы отметить, что отсутствие организации и ИП в плане выборочных проверок совсем не означает, что налоговые органы ослабили свой контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex