1 июня 2018 г. вступают в силу постановления Совета Министров N 203 и N 389, которыми определен порядок и условия создания структурных подразделений в госорганах, а также регулируются вопросы согласования и утверждения штатного расписания отдельных госорганов.

Сфера действия

Основные положения названных постановлений в целом распространяются на все госорганы, а также на госучреждения, которые обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь или госорганов, работники которых являются госслужащими <*>.  Однако из этого правила есть исключения.

Его действие не распространяется:

на диппредставительства;

консульские учреждения <*>.

Кроме этого, правила о порядке создания целого ряда структурных подразделений, изложенные в постановлении N 203, не распространяются на те госорганы, структура которых утверждается Главой государства.  Это исключение касается создания главных управлений, управлений, отделов и других в таких госорганах, как, например, Белстат, Управление делами Президента <*>.

Среди других изъятий можно отметить, что порядок согласования и утверждения штатных расписаний, установленный постановлением N 203, не распространяется на МВД, Минобороны, МЧС, КГБ и Госпогранкомитет <*>. Последнее касается и порядка направления копий утвержденных штатных расписаний в Минфин и вышестоящие госорганы для подготовки законопроекта о госбюджете.

Структурные подразделения: уровни управления и их виды

Как и ранее, структурные подразделения в госорганах могут создаваться их руководителями в пределах установленной штатной численности исходя из условий и норм управляемости с учетом уровня управления и их вида.

Уровней управления, как и прежде, осталось три.  Закрепление структурных подразделений по уровням управления представлено в таблице 1.

К структурным подразделениям только первого уровня управления отнесены: департамент, комитет, главное управление.

При этом к структурным подразделениям первого уровня управления по сравнению с ранее действовавшим законодательством отнесены также структурные подразделения, руководители которых одновременно являются заместителями руководителя госоргана. Напомним, что ранее к этому уровню относились структурные подразделения, руководители которых подчинялись непосредственно руководителю госоргана или его заместителю.

В зависимости от выполняемых функций структурные подразделения госорганов подразделяются по видам на две большие группы.

Так, структурные подразделения, функциями которых является  непосредственная реализация государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций, могут создаваться в виде: департамента, комитета, главного управления, управления,  пресс-службы на правах отдела, сектора и др.

Для обеспечения деятельности и технического обслуживания госоргана могут создаваться: службы, отделения, группы, лаборатории, участки, кабинеты, склады, базы, хозяйства, бюро, архивы, библиотеки, канцелярии, экспедиции.

При этом в постановлении N 203 не содержится правил о том, какие именно виды более мелких структурных подразделений госорганов могут создаваться в составе более крупных.  В связи с этим можно предположить, что руководители госорганов вправе самостоятельно определять перечень необходимых в работе структурных подразделений.

Требования к численности структурных подразделений госорганов остались прежними.  Такая численность, как и ранее, зафиксирована в виде наименьших показателей. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вид структурного подразделения Уровень управления Минимальная численность структурного подразделения (включая руководителя)
с 1 июня 2018 г. до 1 июня 2018 г.
департамент 1 согласно законодательным актам
комитет 1 >= 21
главное управление 1 >= 11
управление, служба 1 и (или) 2 >= 5
отдел, отделение 1 и (или) 2, 3 >= 3
группа, лаборатория, участок, кабинет, склад, база, хозяйство, бюро, архив, библиотека, канцелярия, экспедиция, сектор 1 и (или) 2, 3 >= 2

Постановлением N 203 утверждены следующие документы:

— Примерный перечень структурных подразделений, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание госорганов. По сравнению с ранее действовавшим он дополнен таким самостоятельным видом структурного  подразделения, как хозяйство. Иными словами, в штатном расписании в виде самостоятельной структурной единицы можно указывать: хозяйство;

— Типовая форма штатного расписания республиканского органа госуправления, подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа (далее — штатное расписание). При этом подобная форма отсутствует для госорганов, штатное расписание и структура которых утверждается Главой государства;

— Типовая форма структуры республиканского органа госуправления, подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа.

Иные новшества

Закреплен порядок согласования и утверждения штатных расписаний и структур и вносимых в них изменений. Согласованию и утверждению подлежат не только новые штатные расписания и структуры, но и изменения, вносимые в эти документы.  Это нужно делать при каждом изменении.

При этом установлен предельный срок согласования проектов штатного расписания, структуры и вносимых в них изменений. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты поступления проектов этих документов в госорган, осуществляющий согласование <*>.

Перечень госорганов, которые вправе согласовывать и утверждать штатные расписания и структуры, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Вид госоргана, направляющего на согласование штатное расписание и структуру (изменения к ним) Госорганы, осуществляющие согласование Руководитель госоргана, осуществляющий утверждение
Республиканские органы госуправления, подчиненные правительству Минфин, Минтруда и соцзащиты Руководитель республиканского органа госуправления
 Облисполкомы (Мингорисполком) Минфин, Минтруда и соцзащиты Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа
Территориальные органы республиканских органов госуправления, подчиненных правительству Соответствующие республиканские органы госуправления Руководитель республиканского органа госуправления
Горисполкомы (городов областного (районного) подчинения), райисполкомы, поселковые и сельские исполкомы, местные администрации районов в городах Облисполкомы (Мингорисполком) соответственно Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа

При возникновения спорных ситуаций между Минтруда и соцзащиты, Минфином и иными республиканскими органами госуправления, подчиненными правительству, при согласовании проектов штатного расписания и (или) структуры, а также вносимых в них изменений разногласия выносятся на рассмотрение правительства <*>.