1 июня 2018 г. вступают в силу постановления Совета Министров N 203 и N 389, которыми определен порядок и условия создания структурных подразделений в госорганах, а также регулируются вопросы согласования и утверждения штатного расписания отдельных госорганов.
Сфера действия
Основные положения названных постановлений в целом распространяются на все госорганы, а также на госучреждения, которые обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь или госорганов, работники которых являются госслужащими <*>. Однако из этого правила есть исключения.
Его действие не распространяется:
на диппредставительства;
консульские учреждения <*>.
Кроме этого, правила о порядке создания целого ряда структурных подразделений, изложенные в постановлении N 203, не распространяются на те госорганы, структура которых утверждается Главой государства. Это исключение касается создания главных управлений, управлений, отделов и других в таких госорганах, как, например, Белстат, Управление делами Президента <*>.
Среди других изъятий можно отметить, что порядок согласования и утверждения штатных расписаний, установленный постановлением N 203, не распространяется на МВД, Минобороны, МЧС, КГБ и Госпогранкомитет <*>. Последнее касается и порядка направления копий утвержденных штатных расписаний в Минфин и вышестоящие госорганы для подготовки законопроекта о госбюджете.
Структурные подразделения: уровни управления и их виды
Как и ранее, структурные подразделения в госорганах могут создаваться их руководителями в пределах установленной штатной численности исходя из условий и норм управляемости с учетом уровня управления и их вида.
Уровней управления, как и прежде, осталось три. Закрепление структурных подразделений по уровням управления представлено в таблице 1.
К структурным подразделениям только первого уровня управления отнесены: департамент, комитет, главное управление.
При этом к структурным подразделениям первого уровня управления по сравнению с ранее действовавшим законодательством отнесены также структурные подразделения, руководители которых одновременно являются заместителями руководителя госоргана. Напомним, что ранее к этому уровню относились структурные подразделения, руководители которых подчинялись непосредственно руководителю госоргана или его заместителю.
В зависимости от выполняемых функций структурные подразделения госорганов подразделяются по видам на две большие группы.
Так, структурные подразделения, функциями которых является непосредственная реализация государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций, могут создаваться в виде: департамента, комитета, главного управления, управления, пресс-службы на правах отдела, сектора и др.
Для обеспечения деятельности и технического обслуживания госоргана могут создаваться: службы, отделения, группы, лаборатории, участки, кабинеты, склады, базы, хозяйства, бюро, архивы, библиотеки, канцелярии, экспедиции.
При этом в постановлении N 203 не содержится правил о том, какие именно виды более мелких структурных подразделений госорганов могут создаваться в составе более крупных. В связи с этим можно предположить, что руководители госорганов вправе самостоятельно определять перечень необходимых в работе структурных подразделений.
Требования к численности структурных подразделений госорганов остались прежними. Такая численность, как и ранее, зафиксирована в виде наименьших показателей. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Вид структурного подразделения | Уровень управления | Минимальная численность структурного подразделения (включая руководителя) | |
с 1 июня 2018 г. | до 1 июня 2018 г. | ||
департамент | 1 | согласно законодательным актам | |
комитет | 1 | >= 21 | |
главное управление | 1 | >= 11 | |
управление, служба | 1 и (или) 2 | >= 5 | |
отдел, отделение | 1 и (или) 2, 3 | >= 3 | |
группа, лаборатория, участок, кабинет, склад, база, хозяйство, бюро, архив, библиотека, канцелярия, экспедиция, сектор | 1 и (или) 2, 3 | >= 2 |
Постановлением N 203 утверждены следующие документы:
— Примерный перечень структурных подразделений, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание госорганов. По сравнению с ранее действовавшим он дополнен таким самостоятельным видом структурного подразделения, как хозяйство. Иными словами, в штатном расписании в виде самостоятельной структурной единицы можно указывать: хозяйство;
— Типовая форма штатного расписания республиканского органа госуправления, подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа (далее — штатное расписание). При этом подобная форма отсутствует для госорганов, штатное расписание и структура которых утверждается Главой государства;
— Типовая форма структуры республиканского органа госуправления, подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа.
Иные новшества
Закреплен порядок согласования и утверждения штатных расписаний и структур и вносимых в них изменений. Согласованию и утверждению подлежат не только новые штатные расписания и структуры, но и изменения, вносимые в эти документы. Это нужно делать при каждом изменении.
При этом установлен предельный срок согласования проектов штатного расписания, структуры и вносимых в них изменений. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты поступления проектов этих документов в госорган, осуществляющий согласование <*>.
Перечень госорганов, которые вправе согласовывать и утверждать штатные расписания и структуры, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Вид госоргана, направляющего на согласование штатное расписание и структуру (изменения к ним) | Госорганы, осуществляющие согласование | Руководитель госоргана, осуществляющий утверждение |
Республиканские органы госуправления, подчиненные правительству | Минфин, Минтруда и соцзащиты | Руководитель республиканского органа госуправления |
Облисполкомы (Мингорисполком) | Минфин, Минтруда и соцзащиты | Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа |
Территориальные органы республиканских органов госуправления, подчиненных правительству | Соответствующие республиканские органы госуправления | Руководитель республиканского органа госуправления |
Горисполкомы (городов областного (районного) подчинения), райисполкомы, поселковые и сельские исполкомы, местные администрации районов в городах | Облисполкомы (Мингорисполком) соответственно | Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа |
При возникновения спорных ситуаций между Минтруда и соцзащиты, Минфином и иными республиканскими органами госуправления, подчиненными правительству, при согласовании проектов штатного расписания и (или) структуры, а также вносимых в них изменений разногласия выносятся на рассмотрение правительства <*>.