Закон N 301-З «Об изменении законов по вопросам принудительного лечения и медико-социальной реадаптации» (далее — Закон N 301-З) был принят 21.07.2023. Предусматривает внесение изменений и дополнений в законы:

от 04.01.2010 N 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее — Закон N 104-З);

от 07.01.2012 N 349-З «Об оказании психиатрической помощи».

Закон N 301-З главным образом направлен на упрощение правового регулирования помещения граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее — ЛТП). Рамочный характер Закона N 301-З обусловил степень детализации его положений. Основная нагрузка по уточнению механизмов реализации положений Закона N 301-З возложена на заинтересованные госорганы. Совмину установлены предельные сроки: в 6-месячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Законом N 301-З, принять иные меры по его реализации.

Одним из ключевых изменений и дополнений рассматриваемого НПА является исключение «обязанных лиц» из перечня граждан, которые могут направляться в ЛТП.

Справочно
Термин «обязанные лица» впервые введен в законодательство в Декрете от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет N 18). В соответствии с ч. 1 п. 8 Декрета N 18 родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
— отобрания у них детей по решению суда без лишения родительских прав;
— лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске, ЛТП или в местах содержания под стражей;
— отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Изменение критериев, в соответствии с которыми граждане могут быть направлены в ЛТП, реализовано посредством принятия ст. 3 и 5 Закона N 301-З в следующих формулировках:

«Статья 3. Установить, что:

<…>

решения судов о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории, вынесенные до вступления в силу статьи 1 настоящего Закона по основанию, предусмотренному абзацем третьим части первой статьи 4 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» в редакции, действовавшей до вступления в силу статьи 1 настоящего Закона, исполнению не подлежат;

нахождение граждан, указанных в абзаце третьем настоящей статьи, доставленных в лечебно-трудовые профилактории до вступления в силу статьи 1 настоящего Закона, прекращается.

<…>

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

— статьи 1 и 3 — через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

— иные положения — после официального опубликования настоящего Закона».

Упомянутая отсылочная норма — абз. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 104-З содержит следующую информацию. В лечебно-трудовые профилактории могут направляться граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на гособеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Значимой причиной отмены исполнения решения судов по направлению обязанных лиц в ЛТП, нахождению их в этих учреждениях является недостаточная эффективность исполнения положений ч. 2 п. 14 Декрета N 18: орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица; подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30% заработной платы.

Справочно
Назначение судом наказания обязанного лица в форме направления в ЛТП способствует увеличению задолженности, о чем свидетельствует сравнительно невысокий процент общего возмещения расходов у лиц, находящихся по решению суда в ЛТП, — немногим менее 3%.

Исключение из перечня граждан, которые могут направляться в ЛТП, обязанных лиц законодателем не было дополнено исключением их из перечня лиц, которые «не подлежат направлению в ЛТП» (ст. 4 Закона N 104-З). Таким образом, правовые последствия рассматриваемых новаций законодательства в части обязанных лиц, реализация в практике ст. 3 и 5 Закона N 301-З являются механизмом единовременного возврата порядка 3500 обязанных лиц, направленных в ЛТП до 27.01.2024, в места постоянного проживания, регистрации. В соответствии с ч. 7 п. 17 Декрета N 18 обязанные лица, прекратившие нахождение в ЛТП или освобожденные из мест лишения свободы и подлежащие трудоустройству, к месту жительства сопровождаются работником ЛТП или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.

О значимом уровне рецидива попадания повторно в ЛТП обязанных лиц свидетельствует статистика правоприменения Декрета N 18. Рецидив сопровождается более длительным наказанием по решению суда (как правило, два года нахождения вместо одного года) и строгими условиями содержания (установлена меньшая частота получения посылок и пр.).

В случае если законодатель в официальном комментарии не уточнит иное (в соответствии с Законом от 17.07.2018 N 130-З «О нормативных правовых актах»), без применения термина «обязанные лица» их возможно будет направлять в ЛТП как граждан, по общим основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 4 Закона N 104-З (в ред. Закона N 301-З): в ЛТП могут направляться:

— граждане, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после такого предупреждения совершили административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, за что были привлечены к административной ответственности, и у которых по результатам медицинского освидетельствования выявлено (подтверждено) заболевание хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;

— граждане, которые обращались (поступали) в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после такого предупреждения повторно обратились (поступили) в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи в связи с отравлением, вызванным потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, и у которых по результатам медицинского освидетельствования выявлено (подтверждено) заболевание хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

На основании изложенного в целях повышения эффективности правоприменения принятых в соответствии с Законом N 301-З изменений и дополнений в части регулирования отношений с обязанными лицами необходимо предусмотреть (до этапирования в I квартале 2024 г. в соответствующие ОВД) их дополнительное информирование силами руководства ЛТП.

Справочно
После принятия 21.07.2023 Закона N 301-З в ЛТП было проведено соответствующее оповещение обязанных лиц о грядущих изменениях законодательства. Разный уровень образования, неполный охват аудитории (ряд обязанных лиц в это время находились на работах) стали причиной неполного понимания как правовых последствий принятия Закона N 301-З, так и перспектив их дальнейшего правового окружения (в том числе повторного попадания в ЛТП).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex