Как было и ранее, НК 2019 года предусматривает обязанность плательщиков предоставлять по требованию налоговых органов экономическое обоснование примененной цены (Экономическое обоснование) / документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (Документацию) в отношении совершенных ими в течение года контролируемых сделок <*>.

При этом в отношении Документации законодательством предусмотрена прямая обязанность ее составления независимо от того, истребуют ее налоговые органы у плательщика или нет <*>. В отношении Экономического обоснования прямой обязанности по его составлению законодательство не предусматривает, и можно сделать вывод о том, что Экономическое обоснование не нужно готовить до тех пор, пока налоговые органы его не запросят.

Однако тот факт, что плательщик в ходе проверки обязан будет его предоставить в случае получения запроса налогового органа, все равно налагает на плательщиков обязанность по составлению Экономического обоснования. Таким образом, несмотря на отсутствие прямой обязанности по составлению Экономического обоснования, с учетом ограниченных сроков представления информации по запросу налоговых органов целесообразно готовить Экономическое обоснование заранее, самостоятельно определив типы сделок, в отношении которых вероятность запроса информации со стороны налоговых органов высока (например, самых крупных по объему сделок).

НК 2019 года закрепляется срок, по истечении которого налоговые органы при проведении проверок вправе будут истребовать у плательщиков Документацию в отношении внешнеторговых сделок, совершенных крупными налогоплательщиками с взаимозависимыми лицами, а также внешнеторговых сделок со стратегическими товарами, если сумма таких сделок с одним лицом за год превысит 2 млн руб. <*>.

Так, с 2019 года в отношении указанных сделок налоговые органы при проведении проверок вправе истребовать Документацию, но не ранее 1 июня года, следующего за налоговым периодом, в котором была совершена сделка <*>.

В отношении остальных контролируемых сделок, как и ранее, предоставляется Экономическое обоснование, но только по уведомлению или запросу налогового органа в ходе проверок <*>.

Ниже наглядно приведена информация, какие документы необходимо составлять в зависимости от типа контролируемой сделки.

Виды Отчетности по ТЦО в зависимости от типа сделки

Тип контролируемой сделки Порог (без учета НДС и акцизов), при превышении которого сделки признаются контролируемыми, бел. руб. в год с одним контрагентом
Для крупных плательщиков Для всех остальных плательщиков
Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами 2000000 Документация 400000

Экономическое обоснование

со стратегическими товарами (Перечень стратегических товаров, утв. постановлением Совмина от 16.06.2016 N 470) 2000000

Документация

с резидентами оффшорных зон (только сделки по реализации и приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав) 400000

Документация

400000

Экономическое обоснование

Сделки по реализации и приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Сделки с резидентами Республики Беларусь

с взаимозависимыми лицами, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль / освобождены от налога на прибыль 2000000

Экономическое обоснование

400000

Экономическое обоснование

Сделки с недвижимостью и жилищными облигациями в обращении с взаимозависимыми лицами — иностранной организацией, иностранным гражданином без порога

Документация

без порога

Экономическое обоснование

с взаимозависимыми лицами — резидентами Республики Беларусь без порога

Экономическое обоснование

с плательщиками, применяющими особые режимы налогообложения

Срок представления Экономического обоснования или Документации при проведении камеральных проверок по общему правилу не может превышать 10 рабочих дней, а при проведении иных проверок — указывается в запросе налогового органа и не может быть меньше 2 рабочих дней <*>.

НК 2019 года также устанавливается, что Экономическое обоснование и Документация будут представляться в налоговые органы по установленной форме.

Формы Документации и Экономического обоснования были утверждены постановлением МНС от 03.01.2019 N 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей», которое вступило в силу с 16 февраля 2019 г.