С 31.07.2023 вступил в силу Закон N 280-З. Он определил объекты и порядок применения специальных ограничительных мер, направленных на защиту интересов Беларуси и ее субъектов, на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств.

1. Основная цель — защита национальных интересов

Целью Закона N 280-З является защита национальных интересов и безопасности Беларуси, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (п. 2 ст. 1 Закона N 280-З).

Принятие Закона N 280-З можно считать ответной мерой, вызванной теми действиями, которые в отношении Беларуси совершают иностранные государства, в первую очередь, вводя односторонние ограничительные меры (далее — санкции).

Санкции не только повлияли на возможность продолжать торгово-экономическое взаимодействие между резидентами Беларуси и резидентами стран, вводящих санкции, но и усложнили взаимодействие белорусских субъектов с иными иностранными резидентами, повлияли на возможность исполнять свои обязательства внутри государства.

Пример
Белорусский субъект выиграл тендер на поставку оборудования собственного производства в адрес белорусского госзаказчика. Для производства данного оборудования необходимо закупать комплектующие изделия у немецкого производителя, с которым был заключен долгосрочный контракт и на протяжении многих лет были выстроены взаимовыгодные и добропорядочные взаимоотношения. Кроме того, белорусский субъект осуществил заказ комплектующих до введения полномасштабных санкций, т.е. обязательства у немецкого субъекта возникли до введения запрета со стороны его правительства исполнять обязательства перед белорусским субъектом.
В результате немец свои обязательства не исполнил, отказался подтверждать возникновение у него форс-мажора, сообщил о том, что он не может вернуть предоплату, так как банки отказываются проводить соответствующие платежи, а также «намекнул», что не будет возмещать никаких убытков, платить неустойки, и не возражает, если белорусский субъект обратится в суд. Но одно дело добиться положительного решения, а другое дело признать его на территории недружественных стран, а затем привести в исполнение. Тем более если речь идет о странах, с которыми у Беларуси отсутствуют межгосударственные соглашения о правовой помощи, а на принцип вежливости и взаимности рассчитывать в этих условиях не приходится.

В результате белорусский субъект не исполнил обязательства в рамках госзакупок (может быть включен в соответствующий реестр недобросовестных поставщиков и отстранен от участия в госзакупках на достаточно продолжительный срок), понесет финансовые (реальный ущерб, упущенную выгоду) и имиджевые потери, может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства в сфере валютного контроля и валютного регулирования и т.д.

Приведенный пример не является уникальным, а лишь раскрывает те локальные проблемы, которые возникают у белорусских субъектов. Еще с более глобальными трудностями сталкиваются организации и субъекты, которые были включены в санкционные списки, в отношении которых были введены секторальные санкции, а также те субъекты, которые столкнулись с проблемами в вопросах логистики, проведения платежей, прохождения различных административных процедур и т.д.

«Уверенное» поведение иностранных резидентов, по мнению автора, также подтверждается теми правовыми основами, которые закрепили порядок применения санкционных ограничений, включая те защитительные механизмы, которые позволяют снизить риски своим резидентам, которые не исполняют или прекратили исполнять свои обязательства.

Пример
Заморозка средств и экономических ресурсов или отказ в предоставлении средств или экономических ресурсов, осуществляемые добросовестно на том основании, что такое действие соответствует Регламенту Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006, не влечет за собой ответственности любого рода со стороны физ- или юрлица, организации или органа, осуществляющих эти действия, или их директоров или сотрудников, если не будет доказано, что средства и экономические ресурсы были заморожены в результате халатности (ст. 6 Регламента Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006).
Не подлежат удовлетворению никакие претензии в связи с каким-либо договором или сделкой, на выполнение которых прямо или косвенно, полностью или частично повлияли меры, введенные в соответствии с Регламентом Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006, включая требования о возмещении убытков или любые другие претензии такого рода, такие как требования о компенсации или требования по гарантии, в особенности требования о продлении или выплате залога, гарантии или компенсации, в особенности финансовой гарантии или финансовой компенсации в любой форме, если они предъявлены:
(a) физ- или юрлицами, организациями или органами, перечисленными в приложении I к Регламенту Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006;
(b) юрлицами, указанными в ст. 1j, 1k, 1l и 1zb или перечисленными в приложениях V, IX и XV к Регламенту Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006;
(c) любым другим белорусским лицом, организацией или органом, включая правительство Беларуси;
(d) любым физ-, юрлицом или органом, действующим через или от имени одного из лиц, организаций или органов, указанных в пунктах (a), (b) или (c) параграфа 1 ст. 8d Регламента Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006 (ст. 8d Регламента Совета ЕС от 18.05.2006 N 765/2006).

2. Правовая основа применения специальных ограничительных мер

Специальные ограничительные меры подразумевают два действия: непосредственно применение самих мер; применение мер по устранению препятствий в защите прав, свобод и законных интересов Беларуси, ее граждан и организаций (п. 1 ст. 1 Закона N 280-З).

Примечание
Под специальными ограничительными мерами понимаются специальные меры экономического характера и иные меры противодействия, не связанные с применением силы или угрозы силой, принимаемые в порядке, установленном Законом N 280-З, направленные на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств в отношении Беларуси, ее граждан и (или) организаций (п. 1 ст. 2 Закона N 280-З).

Стоит обратить внимание на Устав ООН, в соответствии с которым Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН).

Таким образом, в содержательной основе специальных мер согласно Закону N 280-З фактически и юридически заложена конструкция мер, принимаемых в соответствии с Уставом ООН.