1. Общие положения

Важным условием при осуществлении предпринимательской деятельности выступает предпринимательский риск. Субъект хозяйствования должен учитывать возможные нюансы при осуществлении конкретной деятельности, профессионально подходить к структурированию сделок, прибегать к различным правовым и экономическим институтам для снижения своих рисков (форс-мажор, страхование и т.п.).

Лица, нарушающие свои обязательства, как правило, несут соответствующую гражданско-правовую ответственность. При этом, несомненно, могут возникать определенные обстоятельства (пандемия, санкционные ограничения, стихийные бедствия и т.д.), которые могут привести к невозможности исполнения обязательств. Как национальное законодательство, так и международное право предусматривают различные правовые институты, которые позволяют избежать гражданско-правовой ответственности либо иным образом защитить свои интересы и добиться положительных решений в пользу нарушающего обязательства лица.

В настоящей статье предлагается комплексный анализ такого правового института, как «обстоятельства непреодолимой силы», именуемого также «форс-мажор». Сразу необходимо отметить, что форс-мажор — это правовой институт, который необходимо совершенно точно отграничивать от тех событий, которые именуются форс-мажором в бытовых (жизненных) ситуациях. Кроме того, не всякая неожиданная для субъекта хозяйствования ситуация, которая препятствует исполнению договора, может признаваться форс-мажором именно в юридическом смысле. Индивидуальный подход к определению тех либо иных обстоятельств форс-мажором объясняет, почему к данному правовому институту необходимо подходить детально и стратегически, т.е. на этапе заключения конкретного договора и выстраивания многоформатных внешнеэкономических цепочек.

Актуальность данного вопроса усиливается международной обстановкой и постоянным санкционным давлением на Республику Беларусь. При этом многим субъектам хозяйствования сложно точно спрогнозировать возможность наступления тех либо иных событий в будущем. Кроме того, текущая обстановка и проблемные вопросы по контрактам, заключенным до пандемии и санкций, показали недостаточность и непроработанность условий форс-мажорных оговорок, а также дисбаланс между внутренними и внешними контрактами.

Автор предлагает комплексно подойти к вопросам, связанным с основными мифами о форс-мажоре, включая его правовое регулирование, порядок и возможности подтверждения, осуществление уведомлений и т.д. Отдельными важными вопросами являются возможность принятия нормативного правового акта по признанию тех либо иных обстоятельств непреодолимой силой, по последствиям признания форс-мажора, компетенции уполномоченных органов, свидетельствующих эти обстоятельства как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом.

Предлагается взглянуть на форс-мажор как на комплексный правовой механизм, позволяющий разрешить множество проблемных ситуаций, а не только освободить конкретного субъекта от гражданско-правовой ответственности (базовое последствие обстоятельств непреодолимой силы). Значимыми видятся вопросы о признании санкционных ограничений обстоятельствами непреодолимой силы и практике иностранных компетентных органов по признанию санкций форс-мажором.

2. Правовое регулирование

Принято крайне упрощенно воспринимать правовое регулирование форс-мажора в законодательстве Республики Беларусь, ограничиваясь п. 3 ст. 372 ГК.

Примечание
Если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 372 ГК Беларуси).

С одной стороны, детальный анализ данного пункта раскрывает основные и важнейшие, концептуальные моменты и характеристики форс-мажора, в частности:

— «если иное не предусмотрено договором», т.е. данный институт диспозитивный (возможно в принципе исключить применение форс-мажора к конкретным правоотношениям);

— «лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом», т.е. «пациентом» форс-мажора является нарушитель (де-факто и де-юре);

— «при осуществлении предпринимательской деятельности»;

— «несет ответственность», т.е. базово институт форс-мажора применяется в ситуациях, когда у конкретного лица возникает гражданско-правовая ответственность;

— «если не докажет», т.е. бремя доказательства возникших обстоятельств возлагается на нарушителя;

— «надлежащее исполнение обязательства невозможно», т.е. должна быть установлена именно невозможность (не невыгодность и т.д.) применительно к конкретным условиям договора, так как является то либо иное исполнение «надлежащим», возможно определить только на основе анализа содержания конкретных обязательств;

— «чрезвычайных», т.е. тех, которые сторона не могла и не должна была учитывать (предвидеть), действуя добросовестно;

— «непредотвратимых», т.е. отсутствуют законные и объективные средства для предотвращения возникших обстоятельств и их преодоления.

Примечание
Не совсем корректно говорить о том, что возникшее обстоятельство должно быть преодолено «любой ценой». Необходимо исходить из конкретных обязательств (например, сроки исполнения) и законных средств преодоления возникших проблем;

— «при данных условиях обстоятельств», т.е. возможна ситуация, когда одни и те же обстоятельства для одного субъекта и его обязательств могут стать форс-мажором, а для другого нет.

С другой стороны, есть ряд иных вопросов, которые не раскрыты в п. 3 ст. 372 ГК Беларуси, в частности:

— уведомление и требования к нему, включая сроки;

— перечень обстоятельств;

— порядок подтверждения и необходимость обращаться в компетентные органы;

— иные последствия возникновения форс-мажора (продление сроков исполнения обязательств, освобождение от исполнения конкретного обязательства, инициирование расторжения договора, выполнение иных действий и т.д.).

В то же время некорректно говорить о том, что правовое регулирование форс-мажора ограничивается исключительно п. 3 ст. 372 ГК Беларуси, так как во многих нормативных правовых актах содержатся нормы, посвященные обстоятельствам непреодолимой силы, в том числе в нормах международных договоров.

Далее узнаем о признании санкционных ограничений обстоятельствами непреодолимой силы, как подтвердить форс-мажор, о последствиях форс-мажора и многом другом.