Оплата использования городской среды в рекламных целях — обязанность рекламораспространителя вне зависимости от наличия факта размещения (распространения) коммерческой наружной рекламы. В случае прекращения ее размещения (распространения) рекламораспространителю следует в установленном порядке оформить прекращение своего права на использование городской среды в рекламных целях. Приведем пример из судебной практики, в котором рекламораспространитель не прекратил такое право.

Позиция истца

Иск предусматривал взыскание 10 834 рублей неосновательного обогащения. Истец — исполнительный и распорядительный орган указал, что ответчик размещал в городе средства наружной рекламы. Основанием для этого стали разрешения (паспорта средств наружной рекламы). Ответчик обязан был вносить в бюджет города плату за размещение (распространение) наружной рекламы <*>.

В соответствии с утвержденной решением истца Инструкцией о порядке размещения наружной рекламы на территории города (Инструкция) КПУП «Р» заключило с ответчиком договоры. Ответчик обязался вносить на расчетный счет КПУП «Р» плату за размещение в городе средств наружной рекламы. Всего он уплатил 1837 рублей. Образовалась задолженность, предъявленная КПУП «Р» к взысканию в судебном порядке.

Экономический суд отказал КПУП «Р» в удовлетворении иска, констатировав ничтожность договоров о размещении наружной рекламы. В последующем ответчику вернули 1837 рублей. На основании изложенного истец, ссылаясь на ст. 971 и 974 ГК, просил взыскать с ответчика 10 834 рубля неосновательного обогащения за весь период пользования городским пространством в рекламных целях.

Позиция ответчика

Ответчик просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь:

— на неосуществление с июля 2015 года розничной торговли, предметы которой рекламировались с использованием городского пространства. В связи с этим отсутствовала необходимость в размещении рекламных конструкций;

— передачу 01.10.2015 ИП по договору аренды средств наружной рекламы, переименованных в вывески, на которые не распространяются требования Положения о порядке размещения средств наружной рекламы;

— отсутствие фактов размещения средств наружной рекламы с 01.10.2015;

— истечение 05.06.2016 срока исковой давности;

— отсутствие основания для удовлетворения иска в соответствии с п. 4 ст. 978 ГК.

О решении суда первой инстанции, а также о результатах его обжалования в апелляционном и кассационном порядке, читайте в ilex.