Коллективный договор — ЛПА, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и его работниками. Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений) (ст. 361 ТК).

Таким образом, коллективный договор является ЛПА, регулирующим трудовые отношения с работниками соответствующей организации, и может быть заключен в любой организации, в том числе в бюджетной. В данной статье будут рассмотрены особенности разработки содержания коллективного договора в бюджетной организации.

Бюджетная организация — организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БдК).

Законодательством не установлено обязательных требований о том, какие именно условия должны быть включены в коллективный договор. Единственным общим требованием, которое должно быть соблюдено при определении содержания коллективного договора, является его соответствие законодательству. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (ч. 1 ст. 362 ТК).

Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также ТК в предусмотренных им случаях. Коллективный договор может содержать положения (ч. 2 ст. 364 ТК):

1) о повышении эффективности производства и организации труда;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (тарифных окладов), окладов, должностных окладов, стимулирующих и компенсирующих выплат;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, в том числе выдаче работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм, об улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, профессиональной подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью (ч. 3 ст. 364 ТК).

Для бюджетных организаций законодательством не установлены особенности таких условий труда, как его нормирование, режим рабочего времени и времени отдыха, заключение и расторжение трудового договора, трудовая дисциплина и т.п. Подавляющее большинство условий труда для работников бюджетных организаций определяется на основе тех же норм ТК, что и для работников других организаций.

Таким образом, указанные условия труда регулируются коллективным договором в соответствии с нормами ТК с возможностью предоставления работникам дополнительных трудовых и иных гарантий для работников по сравнению с законодательством о труде (ч. 4 ст. 7 ТК). При этом в части определения источников финансирования предоставления таких гарантий должны соблюдаться нормы бюджетного законодательства.

Учитывая сферы деятельности бюджетных организаций (образование, культура, здравоохранение и т.п.), в коллективном договоре целесообразно отразить особенности режима рабочего времени, установленного актами законодательства для работников соответствующих отраслей.

В частности, постановлением N 255 определены категории педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

В числе НПА, регулирующих особенности режима рабочего времени медработников, можно назвать постановление N 52 и постановление N 46.

Перечень категорий работников организаций культуры, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, утвержден постановлением N 4.

Следует отметить, что перечисленные НПА регулируют трудовые отношения не только в бюджетных, но и в других организациях, осуществляющих деятельность в соответствующих сферах. Однако в указанных сферах деятельность осуществляют в основном бюджетные организации. В связи с этим при составлении коллективных договоров бюджетным организациям необходимо учитывать особенности режима рабочего времени, установленные соответствующими НПА.

Наиболее существенной особенностью, отличающей условия труда в бюджетных организациях от таких условий в иных организациях, является система оплаты труда. В связи с этим условия оплаты труда работников не могут не найти отражение в коллективном договоре бюджетной организации.

Оплата труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку (ч. 3 ст. 61 ТК).

Основу правового регулирования условий оплаты труда в бюджетных организациях составляет Указ N 27. Тарифная сетка для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утверждена постановлением N 138.

В развитие норм Указа N 27 принято постановление N 13, которым установлены общие особенности оплаты труда, для бюджетных организаций всех сфер. Постановлением N 13 установлены тарифные разряды, определены требования к стажу работы в бюджетных организациях для установления надбавки, определены размеры доплат за работу в ночное время, за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника и др.).

Кроме того, в каждой сфере деятельности бюджетных организаций (здравоохранение, образование, культура, спорт и туризм, сельское хозяйство, социальная защита и т.п.) условия оплаты труда регулируются отраслевым НПА, принятым соответствующим министерством.

Как Указом N 27, так и отраслевыми постановлениями предусмотрено, что в ряде случаев в части, не урегулированной законодательством, условия оплаты труда определяются руководителем бюджетной организации. Так, согласно п. 3 Указа N 27 размеры, порядок и условия выплаты премий определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций. При этом должно соблюдаться требование данного пункта к определению состава и размера средств, которые могут быть направлены на премирование.

Согласно п. 4 Указа N 27, положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций, определяются также порядок и условия осуществления единовременной выплаты на оздоровление и размеры, порядок и условия оказания материальной помощи. При этом данным пунктом определены фиксированные размеры единовременной выплаты и предельный размер средств, которые могут быть направлены на оказание материальной помощи.

Таким образом, законодательством определен конкретный ЛПА, которым могут быть урегулированы вышеуказанные условия оплаты труда, каковым является положение, утверждаемое руководителем организации.

В связи с этим представляется, что определения данных условий в коллективном договоре недостаточно. Коллективный договор в данном случае не может заменять собой положение, утвержденное руководителем бюджетной организации. Вместе с тем в коллективном договоре могут быть предусмотрены условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством, которые должны соблюдаться руководителем бюджетной организации при составлении и утверждении соответствующего положения (основания премирования, условия определения размера надбавок и т.п.).

Порядок заключения коллективного договора и определения срока его действия не имеет особенностей для бюджетных организаций и определяется в соответствии с нормами ТК.

Коллективный договор, соглашение заключаются на срок, который определяют стороны, но не менее одного года и не более трех лет. С согласия сторон действие коллективного договора, соглашения может продлеваться на срок не более трех лет и не более одного раза.

Коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действуют до заключения нового коллективного договора, соглашения, если в них не предусмотрено иное, но не более шести месяцев после окончания срока их действия (ч. 1, 2 ст. 367 ТК). Порядок обсуждения проекта коллективного договора, его подписания и регистрации определяются ст. 368 — 370 ТК.

Таким образом, при составлении и заключении коллективного договора в бюджетной организации следует руководствоваться общими нормами ТК, а по вопросам, касающимся условий оплаты труда работников — нормами Указа N 27 и принятых в его развитие НПА, в том числе отраслевых. Также, учитывая сферу деятельности бюджетной организации, необходимо отражать в коллективном договоре особенности режима рабочего времени, установленные законодательством для работников соответствующих отраслей.