В октябре выросли темпы прохождения белорусскими водителями техосмотров. Люди также активно стали уплачивать транспортный налог. В Министерстве по налогам и сборам это связали с более оптимальным механизмом исполнения налоговых обязательств, чем действовавший ранее.

Источник — https://ru.freepik.com/

По данным УП «Белтехосмотр», за прошлый месяц выдано свыше 97 тысяч разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 15,6% больше данного показателя за аналогичный период 2021 года. В отношении физлиц за это время выдано 75 996 разрешений (78,3% от общего количества).

Общее количество разрешений, выданных за январь-октябрь 2022 года, составило 1 млн 147 тыс. 413, что на 20,1% меньше показателя за аналогичный период 2021 года.

Согласно представленной статистике, в последнюю неделю октября количество выданных разрешений ежедневно увеличивалось в полтора-два раза.

Этот всплеск многие связывают с появлением сообщений о том, что единая система фотофиксации нарушений скоростного режима начала самостоятельно искать на дорогах транспорт без пройденного техосмотра, а не только фиксировать отсутствие необходимого разрешения в нагрузку к попавшему на камеры превышению скорости. Пользователи стали чаще писать в соцсетях о полученных «письмах счастья».

По данным компании «Безопасные дороги Беларуси», в стране установлены 502 стационарных датчика контроля скорости, а также работают 16 систем вычисления средней скорости.

В соответствии с ч.4 ст.18.11 КоАП управление транспортом без допуска к участию в дорожном движении влечет штраф для физлица до 3 базовых величин (сейчас это 96 рублей). Действия, совершенные повторно в течение года после административного взыскания за такие же нарушения, влекут штраф от 2 до 5 БВ (64-160 рублей). В отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица предусмотрен штраф до 10 БВ (320 рублей).

Начальник главного управления налогообложения физлиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский назвал транспортный налог более оптимальным механизмом, чем действовавшая ранее госпошлина при прохождении техосмотра.

— Чего греха таить, ряд граждан из-за нежелания уплачивать госпошлину отказалась от прохождения техосмотра. Практика взимания транспортного налога показывает, что сейчас граждане активно обращаются для прохождения процедуры техосмотра и также активно оплачивают налог, – сказал Ковалевский.

По данным «Белтехосмотра», в 2020 году – в последний год действия госпошлины за техосмотр – ее уплатили около 500 тысяч физлиц. Сейчас налог предъявлен 1,8 млн граждан в отношении 2,6 млн транспортных средств. По информации МВД, в настоящее время в ГАИ зарегистрировано порядка 4 млн транспортных средств, более 2 млн из них принадлежит физлицам.

По словам Ковалевского, рост отмечен и в отношении собранных средств.

— Если в 2020 году госпошлина была уплачена в размере 100 млн рублей, то транспортный налог предъявлен на сумму 190 млн рублей. При этом не надо забывать, что транспортный налог не уплачивают автовладельцы, у которых машины выпущены до 1992 года или до сих пор не истек срок разрешения на участие в дорожном движении, полученное до 2021 года, — сказал представитель МНС.

Он подсчитал, что и ставки транспортного налога на 30-50% ниже, чем ставки госпошлины.

— Если за транспортное средство массой от 1,5 до 2 тонн ставка госпошлины составляла 6 базовых величин, а это 162 рубля в цифрах 2020 года, то ставка транспортного налога за авто массой от 1,5 до 1,75 тонн составляет 81 рубль, от 1,75 до 2 тонн – 102 рубля, то есть меньше, чем госпошлина. Поэтому граждане активно участвуют в исполнении своих налоговых обязательств, – заявил Андрей Ковалевский.

Уплатить транспортный налог необходимо до 15 ноября. Уже 16 ноября за неоплату могут применить санкции. Например, удержать налог из заработной платы или ограничить права на управление транспортом. Кроме того, на должника будут дополнительно наложены расходы госорганов по взысканию задолженности и пеня за каждый день просрочки уплаты.

Андрей Ковалевский также сообщил, что в 2023 году планируется ввести новые категории льготников по транспортному налогу. Добавятся многодетные семьи и участники боевых действий на территории иностранных государств (в частности, воины-интернационалисты). Для этих плательщиков налога хотят ввести скидку в 50%.

В настоящее время 50%-ные льготы по транспортному налогу имеют ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп и пенсионеры, а 25% – инвалиды III группы при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Местные органы власти могут освобождать от уплаты налога (полностью или частично) тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Но транспортное средство не должно при этом использоваться для осуществления предпринимательской деятельности.