Лимож Николай Иванович,
юрист

В Закон о местном управлении предусмотрено внести дополнения и изменения. Полномочия органов местного управления и самоуправления будут расширены.

Закон вступает в силу с 28.03.2020.

Автор комментирует основные изменения, которые коснутся контрольных (надзорных) полномочий местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, полномочий местных Советов депутатов на утверждение региональных программ, концепций по вопросам местного значения, а также компетенции исполнительных комитетов по привлечению граждан и организаций к работам по благоустройству территорий.

Закон N 273 предусматривает внесение следующих дополнений и изменений в Закон о местном управлении.

1. В целях оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, снижения воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности Указом N 376 определены контролирующие (надзорные) органы и основные сферы их контрольной (надзорной) деятельности, в рамках которых проводятся проверки, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами.

При этом Закон о местном управлении уже содержит значительное количество положений, регламентирующих контрольные функции органов местного управления и самоуправления различного территориального уровня.

В этой связи контрольные (надзорные) полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов были приведены в соответствие с Указом N 376.

Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов определяется перечнем.

Так, ряд положений Закона о местном управлении содержит контрольные функции местных исполнительных и распорядительных органов в сферах, не включенных в перечень.

В данных случаях Законом N 273 либо соответствующие контрольные функции Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов исключаются <*>, либо контроль заменяется координацией <*>, либо контроль заменяется анализом <*>.

С учетом п. 2 Указа N 202 за облисполкомами и Мингорисполкомом закреплены соответствующие функции посредством корректировки ст. 42 Закона о местном управлении в части координации деятельности госорганов, иных организаций, нижестоящих исполнительных и распорядительных органов по созданию и функционированию службы «одно окно» и осуществлению административных процедур на соответствующей территории.

В соответствии с подп. 2.4 п. 2 Указа N 202 на Минюст возложена функция по общей координации деятельности госорганов, иных организаций, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур.

В свою очередь, постановлением N 135 предусмотрено, что функция по координации деятельности госорганов, иных организаций, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур реализуется Минюстом как самостоятельно, так и через главные управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Справочно
Главные управления юстиции входят в систему органов юстиции, а также являются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Таким образом, закрепление функции по координации деятельности госорганов, иных организаций, службы «одно окно» по вопросам осуществления административных процедур на местах является необходимым с учетом задач, поставленных Главой государства в Указе N 202.

На основании положений п. 2 Указа N 376 ст. 42 «Особенности компетенции исполкомов областного уровня» Закона о местном управлении дополнена ч. 2, в соответствии с которой исполкомы областного уровня осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению.

2. При проведении обязательной юридической экспертизы решений областных и Минского городского Советов депутатов об утверждении инвестиционных программ соответствующих областей и г. Минска на очередной год, а также о внесении изменений в такие решения установлено, что с принятием Закона N 91-З полномочия местных Советов депутатов на утверждение региональных программ, концепций по вопросам местного значения в различных сферах общественных отношений, которые являлись основанием для принятия НПА, утверждающих инвестиционные программы, были исключены.

Одновременно в законодательстве, в том числе в Бюджетном кодексе, Законе о местном управлении, Законе N 157-З, Указе N 347, Указе N 289, сохранены без изменений положения, указывающие на инвестиционные программы как необходимый элемент общественных отношений в различных сферах.

Несмотря на отсутствие в настоящее время в законодательстве вышеуказанных нормотворческих полномочий, органы местного самоуправления областного и базового уровней принимают решения об утверждении инвестиционных программ и направляют их в Минюст для проведения обязательной юридической экспертизы.

На основании изложенного и с учетом значимости данных вопросов, необходимости бесперебойного развития материально-технической базы отраслей экономики и социальной сферы Республики Беларусь, а также правового обеспечения нормотворческой деятельности органов местного управления и самоуправления в этой сфере подп. 1.2 п. 1 ст. 17 Закона о местном управлении после слова «развития» дополнен словами «, инвестиционные программы» с одновременным внесением аналогичного дополнения в абз. 3 ст. 41 Закона о местном управлении.

3. Законом о местном управлении исполнительные комитеты в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории. Также в их компетенцию входит привлечение граждан и организаций к осуществлению таких работ <*>.

В целях обеспечения благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния на территориях населенных пунктов на более высоком уровне и расширения компетенции исполкомов и администраций Законом N 273 предусмотрено изложение абз. 6 ст. 43, абз. 4 ст. 44 и абз. 29 ст. 45 Закона о местном управлении в следующей редакции: «обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, в том числе в агрогородках;». После указанных абзацев вышеназванные статьи будут дополнены новыми абзацами следующего содержания:

«привлекают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях земель общего пользования населенных пунктов, в том числе на прилегающих к предоставленным им (находящимся у них) земельным участкам территориях, собственными силами и (или) за счет собственных средств этих лиц, а также граждан к выполнению работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на прилегающих к предоставленным им (находящимся у них) земельным участкам территориях собственными силами этих граждан. Определяют размеры (пределы) таких территорий в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в том числе предусматривающем перечень работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях земель общего пользования населенных пунктов и периодичность их выполнения;

по инициативе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан организуют работу по благоустройству территорий земель общего пользования населенных пунктов собственными силами и (или) за счет собственных средств этих лиц;».

Установление нормы о закреплении за субъектами хозяйствования земель общего пользования позволит:

— повысить уровень санитарного состояния и благоустройства территорий общественного пользования населенных пунктов, граничащих с предоставленными землепользователям (субъектам хозяйствования) земельными участками;

— усилить ответственность землепользователей за надлежащее содержание территорий, в том числе прилегающих к их земельным участкам;

— сократить расходы бюджетных средств, направляемых на санитарную очистку населенных пунктов.

Размеры участков или территорий, к благоустройству и поддержанию санитарного состояния которых будут привлекаться организации независимо от форм собственности, предусматривается определять исполкомам базового, первичного уровней и местным администрациям, что будет осуществляться индивидуально в каждом случае с учетом месторасположения организаций.

Закон N 273 вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования (27.12.2019).