Наряду с добровольной ликвидацией в рамках так называемой общей процедуры ликвидации белорусское право предусматривает принудительную ликвидацию. Рассмотрим основания и сущность принудительной ликвидации юрлица по решению суда.

Рассматривая принудительную ликвидацию в рамках так называемой общей процедуры ликвидации, прежде всего, необходимо указать на то, что решение о принудительной ликвидации принимается судом.

Ликвидация в судебном порядке определяется законодателем как исключительная мера воздействия за допущенные нарушения законодательства (ч. 1 п. 14 постановления N 10).

Принудительная ликвидация осуществляется по следующим основаниям.

1. Непринятие решения о ликвидации юрлица в добровольном порядке в связи с (абз. 2 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации):

— истечением срока, на который создано юрлицо;

— достижением цели, ради которой оно создано;

— нарушением юрлицом порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;

— признанием судом, рассматривающим экономические дела, госрегистрации юрлица недействительной.

Если уполномоченный орган или лицо (лица) добровольно не примет решение о ликвидации юрлица по одному из приведенных оснований принятия решения о ликвидации юрлица в добровольном порядке, то белорусское право предусматривает обязательную принудительную ликвидацию юрлица, а точнее, будет присутствовать основание для ликвидации юрлица.

При этом одно из приведенных оснований для ликвидации юрлица — принудительная ликвидация юрлица в случае неосуществления в добровольном порядке ликвидации юрлица в связи с признанием судом, рассматривающим экономические дела, госрегистрации юрлица недействительной — вступает в противоречие с нормами п. 26 Положения о госрегистрации, предусматривающими «безусловную принудительную ликвидацию» без возможности осуществления добровольной ликвидации.

2. Осуществление юрлицом деятельности (абз. 3 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации):

— без надлежащего специального разрешения (лицензии);

— либо запрещенной законодательными актами;

— либо с иными неоднократными нарушениями законодательных актов;

— либо с грубыми нарушениями законодательных актов.

В основу принятия решения о ликвидации юрлица либо отказа в удовлетворении требования о ликвидации законодатель в Республике Беларусь кладет:

(а) характер допущенных нарушений;

(б) их продолжительность;

(в) их последствия;

(г) последующую после совершения нарушений деятельность юрлица;

(д) действия (меры), которые были предприняты юрлицом для устранения таких нарушений;

(е) другие обстоятельства.

В частности, в качестве неоднократных нарушений могут рассматриваться нарушения законодательства два и более раза, которые явились основанием, например, для принятия компетентными госорганами решений о применении мер административной ответственности, и эти решения в установленном порядке не отменены.

При этом сам факт неоднократного нарушения законодательства как таковой без «какой-либо существенности нарушения» не может являться рассматриваемым основанием для ликвидации юрлица, в частности, в силу и того, что постановление N 10 требует неформального подхода к рассматриваемому основанию (ч. 2 п. 17).

При оценке нарушения законодательства как грубого во внимание принимаются те негативные последствия, которые повлекло данное нарушение, в том числе причинение ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам или юрлицам.

При этом отмечаем, что в удовлетворении иска о ликвидации в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов может быть отказано, если экономический суд установит, что негативные последствия таких нарушений устранены (ч. 4 п. 17 постановления N 10).

3. Экономическая несостоятельность (банкротство) юрлица (абз. 4 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Принятие судом решения о ликвидации юрлица по данному основанию осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве.

4. Уменьшение стоимости чистых активов юрлица по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством (абз. 5 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Ликвидация юрлица по данному основанию применяется лишь в отношении коммерческих организаций, относительно которых законодательство Республики Беларусь устанавливает минимальный размер уставного фонда, а таковых в экономике Республики Беларусь меньшинство.

Суть же данного основания заключается в том, что в случае неблагоприятного исхода дел, даже по обстоятельствам, не зависящим от воли юрлица, его имущество может быть частично утеряно; в результате у юрлица будет отсутствовать та основа, которая позволяла ему осуществлять свою деятельность, то есть существовать.

Однако если имущество юрлица станет меньше размера его уставного фонда, то уполномоченный орган или лицо (лица) должны принять решение об уменьшении размера уставного фонда для того, чтобы привести его в соответствие с имеющимся реальным имуществом. Иначе это вводит в заблуждение третьих лиц, то есть налицо недобросовестная конкуренция со стороны юрлица.

Но если реально имущество меньше минимального размера уставного фонда, установленного законодательством, то либо юрлицо доводит реально существующее имущество хотя бы до минимального размера уставного фонда (при этом сделать это необходимо до окончания финансового года), либо юрлицо должно прекратиться.

При этом о данном основании ликвидации юрлица можно говорить лишь в том случае, если коммерческая организация в связи с уменьшением имущества не будет объявлена банкротом, то есть юрлицо выполнило взятые на себя обязательства и не является не исполнившим лицом.

5. Нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации (абз. 6 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Ликвидация юрлица по данному основанию связана с существом и этапностью добровольной ликвидации в рамках «общей процедуры ликвидации». При этом непосредственно само рассматриваемое основание для принудительной ликвидации юрлица, исходя из его буквального (дословного) понимания, предусматривает обязательное наличие указанных в самом основании правовых характеристик его применения.

Иными словами, для ликвидации юрлица в связи с нарушением установленных законодательством порядка и сроков ликвидации необходимо, чтобы:

— во-первых, была возбуждена процедура ликвидации юрлица в добровольном порядке.