Ирина Матюш, экономист,
налоговый консультант

Вопрос: Производитель выпускает продукцию, поименованную в приложении 1 к постановлению N 713, объемом 1 л. Цена на эту продукцию была сформирована ранее и сейчас является действующей. У организации появилась необходимость выпускать этот же продукт, но в иных объемах — 0,5 и 4,3 л. Как сформировать цену на новые объемы продукта, если ранее их производитель не выпускал? Нужно ли ее согласовывать в свете последних изменений в постановлении N 713?

Ответ: Если производитель, не меняя наименования и состава выпускаемой продукции, меняет объем фасовки, то такая продукция не признается новой. Следовательно, устанавливаемые на нее цены не согласовываются (ни до 03.02.2023, ни после этой даты).

Обоснование: Постановлением N 713 было введено регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь и указанные в приложении 1. Одной из мер регулирования является обязанность производителей согласовывать повышение отпускных цен, а также их установление на новые потребительские товары (п. 2 постановления N 713). Исключение — случаи, предусмотренные в п. 3 постановления N 713.

До момента внесения изменений в постановление N 713 (т.е. до 03.02.2023) рассматриваемая в вопросе ситуация не была урегулирована. Поэтому организации могли руководствоваться только общими нормами, в частности подп. 3.4 п. 3 постановления N 713. В соответствии с ним не требуется согласовывать установление отпускных цен на новые потребительские товары, если норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, составляет не более 10%.

О том, что относится к новой продукции и новому виду продукции для целей применения подп. 3.4 п. 3 постановления N 713, разъяснял Госстандарт. Критерии следующие:

1) продукция впервые произведена изготовителем;

2) продукция впервые произведена изготовителем и не имеет аналогов на территории Республики Беларусь;

3) продукция не имеет аналогов на территории Республики Беларусь;

4) продукция уже производилась изготовителем, но ей присвоено новое обозначение или определение (наименование) в связи:

4.1) со (с) значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик;

4.2) измененной областью применения;

4.3) новым или значительно отличающимся составом применяемых при ее изготовлении материалов или компонентов (не менее чем на 30% по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией);

4.4) значительной степенью технологических изменений с изменением или без изменения классификационного кода единой ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков;

4.5) переработкой (обработкой), повлекшей изменение классификационного кода единой ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков.

При этом причины, вследствие которых изменяется обозначение или определение (наименование) продукции (вышеприведенные подп. 4.1 — 4.5), рассматриваются не в совокупности, а в качестве отдельных критериев. То есть если обозначение или определение (наименование) продукции меняется по одной из указанных причин, можно вести речь о новом виде продукции.

Вместе с тем продукция не будет относиться к новому виду, если в отношении ранее выпускаемой изготовителем продукции были совершены следующие операции (за исключением случаев, когда совершение операций повлекло изменение классификационного кода единой ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков): разлив, фасовка в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств продукции.

С учетом вышеизложенного рассматриваемая в вопросе продукция не могла признаваться новой, поскольку производитель, не меняя наименования и состава выпускаемой продукции, меняет только объем ее фасовки. Поэтому можно было предположить, что производитель мог сформировать и установить цену на новые объемы продукции (0,5 и 4,3 л) пропорционально объему выпускаемой продукции исходя из действующей цены за 1 л. При этом согласовывать цену не было необходимости.

С 03.02.2023 в постановление N 713 введена норма, регулирующая именно этот момент. Так, согласовывать цену не нужно при формировании отпускной цены на потребительский товар, который ранее не производился, путем изменения отпускной цены, согласованной на основании п. 2 постановления N 713 или применяемой в соответствии с документом, устанавливающим отпускные цены на дату принятия указанного НПА, пропорционально изменению веса (объема) потребительского товара (подп. 3.5 п. 3 постановления N 713; абз. 7, 8 подп. 1.3 п. 1 постановления N 713(2)).

Однако, используя пропорции, надо быть внимательным при округлении цены на новые объемы. Чтобы не нарушить норм постановления N 713, на наш взгляд, следует округлять цены в меньшую сторону до минимальной денежной единицы, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь (1 коп.).

Пример

Производитель выпускает регулируемый товар объемом 1 л. На него установлена и согласована цена 2,05 руб. Производитель решил дополнительно выпустить указанную продукцию объемом 0,5 л.

В этой ситуации рецептуру и цену 1 л напитка можно принять для расчета в качестве исходных данных.

Так, стоимость 0,5 л — 1,025 руб. (2,05 руб. / 1 л x 0,5 л).

По правилам математического округления цену следовало бы округлить до 1,03 руб. Но цена продукции выросла бы на 1 коп., и ее пришлось бы согласовывать. Чтобы этого не делать, округление надо выполнить в меньшую строну до 1,02 руб.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex