Мария Владимировна Сенива,
юрисконсульт отдела аналитики по государственному управлению
и администрированию ООО «ЮрСпектр»

Одна из задач КоАП — предупреждение админправонарушений. Для этого существует механизм применения профилактических мер воздействия. Рассмотрим, какие профилактические меры существуют, кто, в отношении кого и в каких ситуациях вправе их применять.

1. Профилактические меры воздействия и условия их применения

Профилактические меры воздействия применяют, если лицо (юридическое или физическое), совершившее правонарушение, освобождено от админответственности. Их цель — предупреждение противоправных деяний в дальнейшем (п. 3 ч. 1 ст. 1.1, ст. 5.1 КоАП).

———————————

<1> Ч. 1 ст. 5.1 КоАП.

<2> Ч. 1 п. 27 постановления Пленума ВС N 3.

Профилактические меры применяют, если лицо (ч. 2 ст. 5.1 КоАП):

— совершило деяние, за которое предусмотрена админответственность;

— освобождено от админответственности. Если имело место наложение административного взыскания, то это значит, что лицо не было освобождено от админотвественности. Следовательно, к нему нельзя применить профилактические меры.

Примечание
Решение об освобождении от админответственности принимает (ч. 2 ст. 12.11 ПИКоАП):
— суд (ст. 3.2 ПИКоАП) или
— иной орган, уполномоченный рассматривать дела об админправонарушениях (ст. 3.3 — 3.27 ПИКоАП).

В некоторых статьях КоАП предусмотрена возможность освобождения лица от админответственности без применения к нему профилактических мер, например: недекларирование либо представление недостоверных сведений о товарах (примечание 2 к ст. 15.5 КоАП), незаконные действия в отношении холодного, газового, пневматического или метательного оружия (примечание к ст. 24.29 КоАП).

2. Устное замечание

Устное замечание включает (ст. 5.2 КоАП):

— разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им правонарушения;

— предупреждение о недопустимости противоправного поведения.

Устное замечание применяют, если правонарушение малозначительное (ч. 2 ст. 8.2 КоАП).

Примечание
Малозначительным признается деяние, формально содержащее признаки какого-либо админправонарушения, но которое с учетом своего характера, степени общественной вредности и обстоятельств совершения не причинило и по своему содержанию не могло причинить значительного вреда охраняемым КоАП интересам (ч. 1 ст. 8.2 КоАП).

Из указанного правила есть исключения. Устное замечание не применяют (в том числе если правонарушение малозначительное) (ч. 3 ст. 8.2 КоАП, ч. 2 п. 27 постановления Пленума ВС N 3):

а) к ИП — если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

б) к должностному лицу — в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей;

в) если повторное совершение админправонарушения влечет уголовную ответственность;

г) если привлечение к админответственности происходит по требованию потерпевшего или его законного представителя;

д) если решение об освобождении лица от админответственности принимает суд.

Профилактическую меру в виде замечания вправе применять лица, уполномоченные составлять протоколы об админправонарушениях. Также данные лица осуществляют подготовку дела к рассмотрению (ч. 3 ст. 9.1, ст. 3.30 ПИКоАП).

Законодательно процедура объявления устного замечания не предусмотрена. Так как замечание устное, это подразумевает, что отдельный процессуальный документ, который фиксирует его, не оформляется. В то же время на практике используют лист профилактической беседы.

Уполномоченные органы объявляют устное замечание виновному лицу до начала административного процесса (ч. 2 ст. 8.2 КоАП). Суды данную профилактическую меру не применяют (ч. 2 п. 27 постановления Пленума ВС N 3).

Суть устного замечания:

— в разъяснении противоправности совершенного деяния. До лица доводят нормы Особенной части КоАП об ответственности за совершенное правонарушение;

— в разъяснении общественной вредности. Виновное лицо информируют о возможных вредных последствиях его деяния;

— в предупреждении о недопустимости противоправного поведения. Лицо уведомляют, что при повторном совершении правонарушения оно будет привлечено к админответственности.

Например, лицом в магазине совершено хищение буханки хлеба стоимостью 1,50 руб. Деяние формально содержит признаки правонарушения по ст. 11.1 КоАП. По этой статье составляют протоколы и рассматривают дела органы внутренних дел (ч. 1 ст. 3.6 ПИКоАП). Но они могут признать такое деяние малозначительным и освободить виновное лицо от админответственности с объявлением устного замечания.

3. Предупреждение

Предупреждение — это письменное предостережение лица, совершившего правонарушение (ст. 5.3 КоАП):

— о правовых последствиях повторного совершения данного правонарушения;

— недопустимости противоправного поведения.

Применение данной меры зависит от категории правонарушения.

Категория правонарушения Предупреждение
Не применяется Может быть применено
Административный проступок (ч. 2 ст. 2.2 КоАП) 1. В случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (п. 1 ч. 1 ст. 8.3 КоАП).

2. При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 18.10, ч. 1 и 8 ст. 18.11, ч. 1 — 3 ст. 18.12, ч. 1, 2, 8, 13 и 14 ст. 18.13, ч. 1 ст. 18.17, ч. 3 и 4 ст. 18.18, ч. 3 и 4 ст. 18.19, ч. 3 ст. 18.20, ст. 18.28 КоАП (ч. 4 ст. 8.3 КоАП)

Условия применения (в совокупности) (ч. 1 ст. 8.3, ч. 2 ст. 8.3 КоАП):

1) лицо признало факт совершения им правонарушения;

2) лицо выразило согласие на освобождение от админответственности с вынесением предупреждения;

3) лицо не имеет взысканий в течение года до совершения проступка / значительного правонарушения;

4) лицо не освобождалось от админответственности за такое же нарушение:

— за совершение административного проступка по ст. 8.3 или ч. 1 ст. 9.3 КоАП;

— за совершение значительного правонарушения — по ст. 8.3 или 9.3 КоАП

Значительное правонарушение (ч. 3 ст. 2.2 КоАП) При соблюдении всех условий применения виновное лицо все равно может быть привлечено к админответственности в случае (ч. 2 ст. 8.3 КоАП):

— установления конкретных обстоятельств совершения правонарушения;

— наступивших вредных последствий;

— личности правонарушителя

Виновное лицо также может быть освобождено от админответственности с вынесением предупреждения, если это прямо прописано в КоАП (ч. 3 ст. 8.3 КоАП). Такой механизм освобождения действует для экологических правонарушений (гл. 16 КоАП), например, таких как:

— нарушение требований экологической безопасности (ст. 16.2 КоАП);

— нарушение порядка использования земли и требований по ее охране (ст. 16.10 КоАП);

— порча земель (ст. 16.11 КоАП).

Условия освобождения от админответственности за совершение таких правонарушений следующие (примечание к гл. 16 КоАП):

виновное лицо признало факт совершения им админправонарушения и выразило согласие на освобождение от админответственности с вынесением предупреждения;

в течение одного года до совершения админправонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от админответственности с вынесением предупреждения за такое же правонарушение;

при наличии вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения данного правонарушения, лицо добровольно возместило такой вред до объявления постановления по делу об админправонарушении.

4. Меры воспитательного воздействия

Меры воспитательного воздействия — меры социально-психологического характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим админправонарушение (ст. 5.4 КоАП). Данные меры применяют вместо наложения административного взыскания.

Несовершеннолетних могут освобождать от админответственности с применением профилактических мер воздействия независимо от категории совершенного правонарушения.

Примечание
Освобождение несовершеннолетних от админответственности и применение профилактических мер — право суда.
Вместо мер воспитательного воздействия суд может применить к ним предупреждение (п. 31 постановления Пленума ВС N 3).

Мерами воспитательного воздействия являются (ч. 1 ст. 9.4 КоАП):

1) разъяснение законодательства. Несовершеннолетнему разъясняют, что совершенное деяние причиняет вред лицу, обществу или государству и влечет наказание;

2) принесение извинения потерпевшему. Суд или орган, ведущий административный процесс, решает, в какой форме будет принесено извинение;

3) обязанность загладить причиненный вред. При этом учитывают имущественное положение виновного лица и его родителей;

4) ограничение досуга, например обязанность находиться дома в определенное время суток в срок до 30 суток.

Обратите внимание!
К несовершеннолетним может быть применено несколько мер одновременно. Например, это может быть разъяснение законодательства и обязанность загладить причиненный вред (ч. 2 ст. 9.4 КоАП).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex