Законодательство позволяет практически в любой момент принять решение о ликвидации коммерческой организации ее уполномоченным органом. Однако такое решение должно быть обдуманным и запланированным.

Процедура ликвидации коммерческих организаций урегулирована Положением о ликвидации. Одним из обязательных этапов процедуры ликвидации является получение регистрирующим органом от отдельных заинтересованных госорганов (организаций) (далее — госорганы) справок об отсутствии задолженности в отношении ликвидируемой организации. Согласно п. 9 Положения о ликвидации такими госорганами являются:

— налоговый орган;

— ФСЗН;

— таможенный орган;

— Белгосстрах.

Срок ликвидации составляет не более 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации (с возможностью продления не более чем до 12 месяцев) <*>. Фактический же срок ликвидации зависит от готовности коммерческой организации к проверкам указанных выше госорганов, а также от готовности (загруженности) самих госорганов произвести проверки.

Срок в 30 рабочих дней, который дается заинтересованным госорганам на предоставление в регистрирующий орган справки о наличии (отсутствии) у ликвидируемой коммерческой организации задолженности, на практике часто является формальным и не означает, что все проверки будут проведены в обозначенный срок сразу после обращения в регистрирующий орган. Если предоставить соответствующие справки невозможно, госорганы должны направить информацию об этом в регистрирующий орган <*>. Например, налоговый орган может направить в регистрирующий орган информацию о невозможности предоставления справки в связи с “наличием у юрлица активов (в том числе дебиторской, кредиторской задолженности), с реализацией (выбытием) которых налоговое законодательство связывает возникновение налоговых обязательств у юрлица в процессе его ликвидации”. Соответственно, если ликвидируемая коммерческая организация не будет готова к проверке, срок ее ликвидации увеличивается.

1. Взаимоотношения с налоговым органом.

Проверки, проводимые налоговым органом при ликвидации коммерческой организации, относятся к выездным проверкам, что определяет порядок их проведения. Проверка проводится на основании предписания руководителя (заместителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью или оформленного на фирменном бланке <*>.

Проверка проводится налоговым органом по месту нахождения коммерческой организации, однако на практике в большинстве случаев проверка проводится в самом налоговом органе на основании предоставленных ликвидируемой коммерческой организацией документов и сведений. Срок проверки не может превышать 30 рабочих дней <*>.

Как правило, проверка проводится налоговым органом за период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года <*>.

В отдельных ситуациях налоговое законодательство допускает направление налоговым органом в регистрирующий орган справки, подтверждающей отсутствие у ликвидируемой коммерческой организации задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговым органом платежам без проведения проверки. К таким ситуациям относятся следующие <*>:

— коммерческая организация не осуществляла деятельность со дня ее госрегистрации;

— в отношении коммерческой организации налоговым органом уже проводилась проверка, по результатам которой не установлено нарушений налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы;

— у коммерческой организации отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд, предшествующих дню внесения в ЕГР записи о начале процедуры ликвидации.