Многие организации подают налоговые декларации в виде электронного документа, т.е. используют для этих целей систему электронного декларирования. Как в учете отразить расходы на подключение к этой системе? Рассмотрим на примере.

Подключение к электронному декларированию. Чтобы подключиться к системе электронного декларирования налогов, организация должна зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее — РУЦ ГосСУОК).

Функции оператора РУЦ ГосСУОК осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг».

Для регистрации в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК плательщик может обратиться:

— непосредственно в РУЦ ГосСУОК (г. Минск, пр-т. Машерова, 25, каб. 200, тел. +37517 229 30 00 доб. 722),

— или в его регистрационные центры.

РУЦ ГосСУОК оказывает услугу регистрации с выпуском сертификата открытого ключа. По истечении срока действия сертификата открытого ключа регистрацию надо продлить. В отдельных случаях организации может понадобиться перерегистрация (например, если изменился юридический адрес организации, забыли пароль и др.).

Отражаем расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Факт оказания услуги регистрации (продления регистрации, перерегистрации) подтверждается актом об оказании услуги, который составляется и подписывается в день оказания услуги.

Расходы на электронное декларирование можно назвать организационными. Они относятся к расходам по текущей деятельности и связаны с управлением организацией в целом. Следовательно, их можно считать управленческими расходами. В зависимости от уставных видов деятельности созданной организации такие расходы отражаются на счете:

— учета общехозяйственных затрат (счет 26) — при промышленной и иной производственной деятельности;

— учета расходов на реализацию (счет 44) — при торговой и торгово-производственной деятельности <*>.

При определении финансовых результатов организационные расходы, учтенные в составе управленческих и отраженные на счетах 26 или 44, списываются в дебет счета 90 субсчет 90-5 «Управленческие расходы» <*>.

Также отметим, что расходы на электронное декларирование включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены (т.е. на дату акта об оказании услуги) <*>.

В налоговом учете расходы на электронное декларирование включаются в состав учитываемых затрат. Они признаются в том периоде, к которому относятся (по принципу начисления), т.е. в месяце их отражения на счете бухгалтерского учета <*>.

Предъявленные суммы «входного» НДС организация может принять к вычету в общем порядке <*>.

Пример.  Организация в январе 2018 г. зарегистрировалась в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК. Согласно акту об оказании услуги стоимость этой регистрации с выпуском сертификата открытого ключа составила 65,40 руб. (в том числе НДС 10,90 руб.).

В бухучете понесенные расходы отражаются следующими записями:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена оплата за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 60 51 65,40
Расходы на регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа отражены в составе управленческих расходов

(65,40 — 10,90)

26,44 60 54,50
Отражена предъявленная сумма НДС за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 18 60 10,90
«Входной» НДС принят к вычету 68-2 <1> 18 10,90
Списаны управленческие расходы

 

90-5 <2> 26,44 54,50