Реорганизация юрлица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юрлица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — по решению уполномоченных госорганов, в том числе суда (п. 1 ст. 53 ГК). Этот процесс требует задействования специалистов различных областей знаний: бухгалтерского учета, права, экономики и т.п. Однако реорганизация является прежде всего гражданско-правовым институтом, в связи с чем именно правовое сопровождение реорганизации составляет ее основу. В данной статье рассмотрены основные функции юрисконсульта в процессе реорганизации бюджетной организации.

1. Правовые аспекты

Для бюджетных организаций законодательством установлены особенности процедуры реорганизации. Например, особенности реорганизации учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, определены Положением N 913. Особенности реорганизации бюджетных организаций различных сфер деятельности определены Кодексом об образовании, Кодексом о культуре, Законом о физкультуре и другими НПА.

В частности, перечисленными НПА определяются уполномоченные госорганы (организации), принимающие решения о реорганизации бюджетных организаций. В ряде случаев такое решение подлежит согласованию с другими госорганами (организациями). Так, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, учреждения могут быть реорганизованы решением госорганов по согласованию с Госкомитетом по имуществу и Минфином, другими заинтересованными, согласовавшими создание этих учреждений, и с согласия Совмина, за исключением реорганизации учреждений, созданных до вступления в силу Положения N 913.

Учреждения, использующие результаты интеллектуальной деятельности (обеспечивающие использование этих результатов), принадлежащие учреждениям науки и образования, могут быть реорганизованы, ликвидированы решением учреждения науки и образования по согласованию с госорганами (госорганизациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых входят), а также Госкомитетом по имуществу (п. 16 Положения N 913).

Учреждения, созданные в установленном порядке до вступления в силу Положения N 913, реорганизуются соответствующими госорганами, создавшими эти учреждения, по согласованию с Госкомитетом по имуществу и Минфином, другими заинтересованными, согласовавшими создание этих учреждений (п. 19 Положения N 913).

Определено, какие уполномоченные госорганы и должностные лица принимают решение о реорганизации учреждений образования различных типов (Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, уполномоченные ими органы и др.) (п. 4 — 9 ст. 20 Кодекса об образовании).

Определено, в каких случаях реорганизация госучреждений культуры осуществляется с согласия Совмина (п. 5 ст. 53 Кодекса о культуре).

Реорганизация госорганизаций физкультуры и спорта осуществляется по согласованию с Минспортом, если иное не определено законодательными актами (п. 1 ст. 17 Закона о физкультуре).

Таким образом, уже на этапе принятия решения о реорганизации требуется юридически грамотное составление текста решения, а при необходимости проведение его согласования со всеми заинтересованными госорганами (организациями). При оформлении решения о реорганизации следует руководствоваться правилами делопроизводства, установленными Инструкцией по делопроизводству. В частности, правила оформления распорядительных документов установлены гл. 7 Инструкции по делопроизводству. Оформление реквизита «Гриф согласования» при внешнем согласовании документа осуществляется в соответствии с п. 60 Инструкции по делопроизводству.

2. Функции юрисконсульта при реорганизации

На юриста (юрисконсульта, начальника юридического отдела и т.п.) также возлагается ряд других функций, связанных с процессом реорганизации. В качестве основных таких функций можно назвать следующие.

2.1. Работа с кредиторами.