Артем Минич,
главный юрисконсульт управления
претензионно-исковой работы
юридического департамента
ОАО «АСБ Беларусбанк

Функционирование автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО) обеспечивается посредством организации взаимодействия подсистем и программных комплексов прямых участников АИС ИДО, к которым относятся банки.

В работе программных комплексов банка, обеспечивающих реализацию взаимодействия с АИС ИДО, могут произойти сбои и ошибки, повлекшие ненадлежащее исполнение платежной инструкции клиента, что может причинить ущерб не только клиенту, но и самому банку.

Рассмотрим на примере из практики ситуацию, когда при исполнении посредством АИС ИДО платежного требования взыскателя произошел технический сбой в работе программного комплекса банка, повлекший списание денежных средств со счетов взыскателя (бенефициара по платежному требованию) в пользу должника (плательщика по платежному требованию). Определимся, является ли такой сбой технической ошибкой банка, а также разберемся, как взыскатель может возвратить списанные денежные средства и может ли банк понести убытки.

Клиент (взыскатель по судебному приказу) обратился в обслуживающий банк «А» с платежным требованием на бумажном носителе для направления его в АИС ИДО. Банк «А» в соответствии с форматами, определенными технической документацией АИС ИДО, сформировал электронный документ ЭД МТ 701 «Платежное требование взыскателя» и направил его в АИС ИДО (абз. 3 п. 14 Положения N 432/11).

Однако при формировании ЭД МТ 701 произошел технический сбой в программном комплексе банка «А», в результате которого в ЭД МТ 701 вместо реквизитов плательщика сформировались реквизиты бенефициара (поле 59, которое определяет наименование и УНП плательщика, содержало наименование и УНП бенефициара, поле 50К, определяющее номер счета бенефициара, содержало номер счета плательщика). В итоге по платежной инструкции АИС ИДО (ЭД МТ 704) денежные средства списаны со счетов бенефициара (взыскателя), открытых в банках «Б», «С», и зачислены на счет плательщика (должника) в банке «В».

Справочно
Информационное взаимодействие между прямыми участниками АИС ИДО осуществляется путем файлового обмена электронными документами и электронными сообщениями формата МТ (ЭД/ЭС).
ЭД МТ 701 предназначен для направления платежного требования взыскателя прямым участником АИС ИДО, в том числе банком взыскателя, оператору АИС ИДО.
ЭД МТ 704 предназначен для направления в банки платежной инструкции АИС ИДО, необходимой для осуществления банковского перевода при исполнении банком НДО <1> плательщика. ЭД МТ 704 формируется к конкретному счету (определенному АИС ИДО с учетом информации из АИС ПБИ <2>) в валюте обязательств по исполнению каждого платежного требования взыскателя / платежной инструкции плательщика.
———————————
<1> Неисполненное денежное обязательство.
<2> Автоматизированная информационная система представления банковской информации.

Ввиду наличия в АИС ИДО информации о НДО должника по платежам в местный бюджет ошибочно зачисленные на счет должника в банке «В» денежные средства, принадлежащие взыскателю, списаны по платежной инструкции АИС ИДО в пользу налогового органа на счет по учету средств местного бюджета. Таким образом, обязательства должника по платежам в бюджет исполнены за счет денежных средств взыскателя.

Полагаем, что в описанной ситуации имеет место техническая ошибка банка (банка «А»).

Под технической ошибкой понимается ошибка, допущенная банком при осуществлении операции по банковскому переводу посредством технических средств, повлекшая ненадлежащее исполнение платежных инструкций клиента, банка-отправителя (ч. 2 ст. 250 БК).

Из содержания приведенного термина можно выделить следующие обязательные признаки, присущие технической ошибке:

1. Ошибка допущена банком. На наш взгляд, банк не обязательно должен являться банком-отправителем.

2. Ошибка совершена при осуществлении операции по банковскому переводу. Банковский перевод представляет собой последовательность операций по исполнению платежной инструкции плательщика или бенефициара (взыскателя), в соответствии с которой один банк направляет в другой банк межбанковскую платежную инструкцию о перечислении денежных средств в пользу бенефициара (взыскателя) (абз. 8 ч. 1 п. 2 Инструкции N 66).

3. Ошибка совершена посредством технических средств. Значение термина «технические средства» не раскрыто. По нашему мнению, применительно к ч. 2 ст. 250 БК технические средства — это программно-аппаратные устройства, используемые банком для создания, обработки, хранения и передачи информации при осуществлении банковского перевода. Фактически это программные комплексы, программное обеспечение банка.

4. Ошибка повлекла ненадлежащее исполнение платежных инструкций клиента, банка-отправителя.

В рассматриваемом примере банк «А» допустил техническую ошибку, поскольку при исполнении посредством АИС ИДО платежного требования взыскателя произведено бесспорное списание денежных средств со счетов взыскателя в банках «Б», «С» (совершена операция по банковскому переводу), что свидетельствует о ненадлежащем исполнении банком «А» платежного требования клиента (взыскателя).

Проанализируем возможные правовые механизмы возврата взыскателю ошибочно списанных денежных средств.